ИТ / Статьи
инфраструктура технологии финансы
27.1.2020

Методичка для цифровой трансформации

Минкомсвязь опубликовала рекомендации по диджитализации госкомпаний


В течение первого года реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» 10 предприятий разработали стратегию digital-трансформации, еще 20 должны принять аналогичные документы в 2020 году. Согласно методическим рекомендациям, госкорпорациям также надлежит оценить затраты и риски и назначить ответственных должностных лиц. По просьбе RSpectr эксперты дали оценку этому документу.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Минкомсвязь России опубликовала методические рекомендации по цифровой трансформации (ЦТ) государственных корпораций и компаний с государственным участием.

Документ разработан в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика» и одобрен президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Предполагается, что он позволит сформировать общие подходы к разработке предприятиями соответствующих стратегий.

Целью ЦТ госкорпораций является повышение эффективности их работы за счет внедрения новых технологий как в управленческие, так и в технологические процессы.

Согласно методическим рекомендациям, основным документом ЦТ компании должна стать соответствующая стратегия, которую утверждает руководитель предприятия. Ожидается, что в ней будет вводная часть, основные разделы и резюме. Рекомендуемый объем – не более 100 страниц.

В рекомендациях перечислены пять разделов, из которых должна состоять стратегия:

1. Сведения о целях и задачах ЦТ компании, о составе и значениях ключевых показателей эффективности реализации стратегии.

2. Информация о проектах и мероприятиях по ЦТ.

3. Планы и задачи по увязке документа со стратегическими, программными документами компании, по развитию ответственных за ЦТ ее управленческих структур, распределению функций и ответственности между ними, включая предоставление полномочий CDTO (Chief Digital Transformation Officer – руководитель по ЦТ).

Также должны быть описаны процесс и функционал центра компетенций, который будет оказывать консультационную, методическую и экспертную поддержку руководству и сотрудникам по вопросам внедрения цифровых решений и сопровождения процессов ЦТ.

4. Расчет затрат на реализацию стратегии.

5. Риски компании, влияющие на ее реализацию.

«Поскольку целью ЦТ является повышение эффективности компании от внедрения цифровых технологий во все сферы деятельности, – говорится в рекомендациях, – то при разработке стратегии важно предусмотреть следующие направления цифровой трансформации:

  • создание и развитие новых бизнес-моделей;
  • формирование нового подхода к управлению данными;
  • цифровое моделирование,
  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений;
  • создание цифровой среды».

В документе также выделены факторы успеха реализации стратегии. Среди них – прямое участие CDTO в процессе ЦТ компании и вовлечение в этот процесс ее сотрудников, в том числе посредством:

  • подготовки и переподготовки кадров;
  • внутрикорпоративного обсуждения вопросов цифровизации;
  • тиражирования лучших практик;
  • исключения дублирования функций при переходе на новые корпоративные информационные системы и др.

В ходе ЦТ компании должны достигнуть вполне конкретных показателей

«В результате реализации мероприятий стратегии госкомпания сможет использовать цифровые технологии в качестве конкурентного преимущества во всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами», – подчеркивают авторы методических рекомендаций.

Сергей Наквасин, директор по направлению «Цифровые технологии» АНО «Цифровая экономика»:

– Методические рекомендации по ЦТ государственных корпораций и компаний с государственным участием одобрены рабочей группой АНО «Цифровая экономика» как рамочный документ, агрегирующий, но не навязывающий опыт разработки стратегий ЦТ. В России за 2019 год 10 госкомпаний выпустили такую стратегию. В ходе состоявшихся дискуссий на площадке рабочей группы руководители компаний, уже ставших на этот путь, выражали мнение о несомненной пользе рекомендаций для организаций, только принявших решение о начале ЦТ.


ОБОБЩЕННЫЙ ХАРАКТЕР

Эксперты в целом положительно оценивают появление методических рекомендаций, но при этом указывают на ряд недостатков.

«В них действительно учтены самые передовые практики ЦТ, многие из которых будут актуальны для любой организации, – делится своим мнением с RSpectr управляющий партнер DIS Group Александр Тарасов. – Так, безусловно, создание digital-среды невозможно без формирования базы знаний в сфере цифровых технологий и каталога продуктов. На практике эти моменты не всегда занимают должное место в стратегиях для ЦТ».

Проект документа был готов еще в середине прошлого года и качественно обновился, в том числе с участием экспертного сообщества и учетом мнения бизнеса, собранного на площадке АНО «Цифровая экономика», говорит руководитель направления стратегического развития компании ГК «Цифра» Павел Федосов. По его словам, настоящая редакция является сбалансированным документом: структура отвечает принципам стратегического планирования от целей компании (заложенных в основной стратегии) через разработку отдельных программ по направлениям и далее до конкретных паспортов проектов. «Стоит также отметить тот факт, что учтены основные технологические направления по стратегии ЦТ, а также даны рекомендации по изучению дополнительного ресурсного обеспечения за счет действующих мер поддержки, многие из которых были запущены в 2019 году», – отмечает эксперт.

Вместе с тем, по мнению П. Федосова, в документе присутствует некий перекос в сторону производственных компаний, что объясняется, в первую очередь, количеством госкомпаний и структур с госучастием в данной отрасли экономики. Он также предупреждает, что большинство таких предприятий входят в состав более крупных холдинговых и дивизиональных структур, и согласование тех или иных положений/программ/финансового обеспечения может быть затруднено на локальном уровне.

Основным минусом методических рекомендаций С. Наквасин назвал их универсальность, исключающую специфику различных отраслей

«Мы считаем, что в ходе мониторинга реализации уже принятых документов будет накоплен дополнительный материал для уточнения документа в 2020 году, в том числе с учетом отраслевой специфики», – сообщил С. Наквасин RSpectr.

Директор департамента по работе с государственными организациями компании Softline Игорь Лейпи отмечает, что методические рекомендации являются достаточно полными и учитывают все аспекты ЦТ в госкомпаниях и предприятиях с госучастием. В то же время, по мнению эксперта, они являются обобщенными, и степень эффективности будет зависеть от того, как документ будет трактоваться конкретными исполнителями.

С этим мнением согласен консультант компании «Солитон Консалтинг групп» Николай Алексеев. Он отмечает, что в целом документ Минкомсвязи ценен своей установкой на формирование тренда ЦТ в госсекторе, занимающем до 70% экономики России.

Н. Алексеев также добавляет, что в методических рекомендациях присутствует смешивание целей ЦТ и всей системы стратегического управления. ЦТ – исключительно важный проект, но все же только один из многих элементов долгосрочного развития. Ее собственные цели, способы достижения, методы планирования и контроля, требуемые ресурсы следовало бы обособить более четко.

Н. Алексеев, «Солитон Консалтинг групп»:

– Главной задачей госпредприятий, имеющих славную историю, всегда было выполнение государственного заказа любой ценой. Высокий уровень упорядоченности процессов на них обычно обеспечивается только на производственных участках, где того требуют технологии. Однако критически важным является достижение высокого уровня зрелости управленческих процессов. По этой причине ЦТ окажется эффективной только тогда, когда соединится с решением задачи построения системного менеджмента. И чаще всего данное соединение лучше всего обеспечивается в случае привлечения внешних консультантов, обладающих соответствующими компетенциями и опытом.

Председатель совета директоров «СёрчИнформ» Лев Матвеев в беседе с RSpectr раскритиковал рекомендации. По его словам, заинтересованный в информации не найдет в них разъяснений, методов того, каким образом проводить цифровизацию. «Это рамочный документ, в котором описана задача, а не решение. Простой пример по нашему профилю. Внедрение цифровизации идет всегда рука об руку с внедрением средств информбезопасности (ИБ). В рекомендациях по этому поводу, по сути, сказано только это: “надо уделять внимание ИБ”. Что это значит, как это делать и зачем – не указано, – сетует Л. Матвеев. – Но главное, что волнует меня в этом процессе, – что учреждения, которые аккумулируют наиболее чувствительную информацию о гражданах (паспорта, ИНН, место работы и жительства, данные о доходах), проводя цифровизацию, не будут всерьез задумываться о безопасности. В методичках же не написано!»

В этой связи эксперт напомнил, что

наиболее чувствительные утечки прошлого года – из госучреждений или компаний с государственным участием

Л. Матвеев, «СёрчИнформ»:

– Конечно, ситуация в госсекторе неоднородная, и удачные примеры есть. Но успех здесь определило не только наличие болеющих за дело лидеров-подвижников, но и команд. В IT невозможно что-то сделать формально «по ТЗ», по разнарядке – это не дает результата. А когда есть люди, которые понимают, какую отдачу принесет цифровое решение, – результат оказывается лучше, чем предполагался.

Государство выделило деньги на нацпроект «Цифровая экономика» и потребовало от госкорпораций, чтобы они составили стратегии ЦТ своих предприятий, назначили должностных лиц, отвечающих за исполнение этих программ, и отчитывались об исполнении, рассуждает директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group Светлана Гацакова. «С одной стороны, это вполне разумно, так как многие госкорпорации оперируют настолько масштабной и сложной технической и производственной инфраструктурой, обладают таким объемом специфических знаний о своей предметной области, что извне проводить их цифровую трансформацию просто невозможно. С другой стороны, по ряду факторов качество таких стратегий и результаты их реализации могут быть очень разными», – говорит С. Гацакова.

В числе факторов эксперт называет нехватку кадров, а также боязнь использовать новые технологии, нежелание экспериментировать из-за страха потерять бюджеты и не получить результат.


КТО В АВАНГАРДЕ

Согласно федеральному проекту «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика», стратегии ЦТ к концу 2020 года должны появиться еще у 20 госкомпаний. К июлю 2021 года также предусмотрено утверждение не менее 30 таких документов.

Ранее директор департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Михаил Насибулин сообщал, что ведомство провело собственное исследование, направив запросы в 114 госкомпаний. От 73 из них были получены ответы.

В 26 организациях отметили, что стратегия ЦТ будет представлять собой отдельный документ. О том, что он уже есть, заявили 10 игроков рынка:

  • Государственный ракетный центр им. Макеева,
  • «Зарубежнефть»,
  • «Информационные спутниковые системы»,
  • «КАМАЗ»,
  • «Концерн Росэнергоатом»,
  • Российская венчурная компания,
  • РЖД,
  • «Росатом»,
  • «Россети»,
  • ФСК ЕЭС.

Таким образом, Минкомсвязь предложила считать результат федерального проекта в части утверждения стратегий ЦТ минимум в 10 госкомпаниях в 2019 году выполненным.

Еще в 10 компаниях сообщили, что у них существуют подходы к разработке стратегии. В 11 («Аэрофлот», «Вертолеты России», «Совкомфлот», ГТЛК и др.) стратегия является выделенным разделом другого глобального документа, в 7 – что планируется выделить соответствующий раздел.

Замглавы Минкомсвязи Евгений Кисляков считает, что

предприятия с госучастием должны стать образцом ЦТ

Евгений Кисляков, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:

– Государство берет на себя часть расходов и этим помогает предприятию избежать кризисов, которые могут возникнуть при переходе на новые системы управления. Такая поддержка позволит компаниям совершить безопасный переход на интеллектуальные сервисы, облачные платформы и минимизировать риски, связанные с внедрением новых технологий.

Большие предприятия сложнее трансформировать, чем маленькие, рассуждает С. Гацакова. Поэтому, по ее мнению, первопроходцами цифровой экономики должны стать крупные корпорации, такие как Ростех, нефтяные компании, организации, оперирующие разветвленной технической и транспортной инфраструктурой. Они обладают ресурсами для выполнения этого нацпроекта, для апробации новых технологий и выработки решений «для себя» и методик для всего рынка.

С. Гацакова, ALP Group:

– Оплатив расходы подрядчикам, работу своих сотрудников и аутсорсинговых компаний, они дадут возможность наработать опыт и методики ЦТ для предприятий всей страны. И дальше этот опыт пойдет вниз – в средние и мелкие предприятия. Но и организациям меньшего масштаба не стоит пассивно этого ждать, ведь цифровизация действительно назрела, она уже является источником реальных конкурентных преимуществ, которые очень трудно получить другими способами.

«“Ростелеком” проводит масштабные цифровые преобразования своего бизнеса. Мы поддерживаем этот курс, – рассказала RSpectr генеральный директор “Ростелеком Контакт-центр” Елена Дробот. – Среди приоритетных задач нашей компании – трансформация, направленная на оптимизацию собственных процессов и повышение качества сервиса. Осуществлять ее нам позволяет внедрение IТ-решений, в том числе собственные разработки».

Контактные центры цифрового поколения должны обеспечивать оказание всех видов услуг по разным каналам, использовать новейшие технологии для персонализации взаимодействия с клиентом, уверена Е. Дробот. По ее словам, все большее значение в области обслуживания клиентов приобретает Customer Experience. Изучение опыта общения с клиентом позволяет выявить недочеты в бизнес-процессах и учитывать их при формировании новой цифровой модели предприятия.

Генеральный директор компании Oberon Евгений Яшин отмечает, что с точки зрения цифровизации бизнеса многие российские компании очень продвинуты, особенно в вопросах создания и развития клиентских сервисов. Это справедливо для таких секторов экономики, как финтех, ритейл, транспорт и ИТ, что обусловлено высокой конкуренцией и борьбой за лояльность заказчика. По мнению эксперта, государственный сектор, как и компании с госучастием, в нашей стране находятся в авангарде этого тренда, что обусловлено серьезной поддержкой digital-инициатив и сохранением курса на создание цифровой экономики.

Изображение: RSpectr, Freepik.com

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Почему буксует «Цифровая экономика»?

Эксперты о том, что нужно для более активного внедрения digital-решений



Еще по теме

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов

Почему отраслевые облачные платформы экономят время и деньги компаний

Настоящее и будущее искусственного интеллекта в управлении

Насколько эффективной будет маркировка синтезированного нейросетью контента

Каковы перспективы трансфера технологий госуправления в другие страны

К чему приведет новый всплеск интереса к метавселенным

Что мешает отечественным разработчикам цифровых решений

Каким должен быть современный продакт-менеджмент в мире облачных технологий

Безопасная разработка софта и как она помогает бизнесу сэкономить деньги

Как ИТ-технологии меняют логистические процессы

Какие специальности в ИИ-индустрии будут востребованы в 2024 году