Регулирование / Статьи
26.6.2017

Онлайн – деньги – товар

Нужно ли регулировать деятельность торговых агрегаторов?

В прошлом году жители России потратили 920 млрд рублей на онлайн-покупки. Роспотребнадзор отмечает рост жалоб на участников рынка дистанционной торговли. В ведомстве считают, что необходима четкая правовая регламентация работы товарных интернет-агрегаторов. Представители отрасли полагают, что документ возложит на них ответственность, не соответствующую выполняемым функциям.

Китайский экспресс
По данным АКИТ[1], объем рынка онлайн-покупок в России по итогам 2016 года вырос на 21%, до 920 млрд рублей. Доля трансграничной торговли в России увеличилась на 37% и сейчас составляет примерно 33% (301,8 млрд рублей) от всего рынка.
Количество посылок из-за рубежа, по данным «Почты России», достигло 225 млн (128 млн в 2015 году). В 2012-м эта цифра составляла 21 млн. В январе-феврале 2017 года «Почта России» обработала 40 млн посылок из-за границы. Львиная доля – это заказы из иностранных онлайн-магазинов, сообщил заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) России Михаил Числов во время дискуссии «Интернет и закон»[2]. На остальные отправления приходится менее одного процента, уточнил он.
80% всех входящих посылок приходит из китайских онлайн-магазинов. М. Числов сообщил, что сбор таможенных пошлин от импорта международных почтовых отправлений позволил ФТС в 2016 году перечислить в бюджет РФ 78 млн 716 тыс. рублей.
Перемещение розничной торговли в интернет упростило приобретение товаров, поставляемых из-за рубежа. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анатолий Голомолзин рассказал, что основной драйвер роста этого сегмента – популяризация электронных площадок (Alibaba, eBay). Расширение ассортимента и повышение эффективности работы «Почты России» также оказывают позитивное воздействие на отрасль.
Только 4% товаров в нашу страну доставляют экспресс-перевозчики, такие как TNT и UPS. Все остальные заказы выполняет «Почта России». Компания остается лидером на рынке благодаря невысоким ценам на услуги и оперативным срокам доставки, пояснил М. Числов.
Руководитель Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей Дмитрий Янин подчеркнул, что 95% заказов приходит в срок.
По прогнозу АКИТ, в 2017 году число посылок из зарубежных интернет-магазинов достигнет 400 миллионов.

Самые популярные товары, которые россияне покупают у зарубежных продавцов, – одежда и обувь (36%), бытовая техника и электроника (32%), косметика и парфюмерия, а также автозапчасти и аксессуары (по 7%). На локальном рынке 32% затрат на покупки в интернете пришлось на одежду и обувь, 33% – на бытовую технику и электронику

Узаконить отношения
В Роспотребнадзоре отмечают, что с 2012 года количество жалоб на представителей рынка дистанционной торговли выросло в два с половиной раза. Обращения касаются, главным образом, нарушений сроков доставки и порядка возврата товара.
По мере развития электронного сегмента потребительского рынка проявляются не прописанные в законодательстве аспекты. Речь идет о деятельности товарных агрегаторов, которые не являются реальными продавцами или исполнителями, но выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей. В России в этом сегменте работают такие площадки, как Price.ru, «Товары@Mail.Ru», «Яндекс.Маркет».
Четкая правовая регламентация деятельности таких хозяйствующих субъектов отсутствует. Фактически они оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, подчеркивает Роспотребнадзор. Интернет-платформы не обязаны предоставлять информацию о продавце, реализуемых товарах и предлагаемых услугах. Однако недостоверные сведения, размещенные на сайтах агрегаторов, имеют непосредственное отношение к нарушению прав потребителей. Необходимо принимать меры для исключения причин, которые способствовали этому.
Для устранения правового пробела ведомство разработало законопроект, который возлагает на агрегаторов обязанность по доведению достоверной информации до потребителя. В случае нарушений интернет-платформа будет нести перед потребителями гражданско-правовую ответственность. За надлежащее соблюдение договоров, заключенных с покупателем с помощью платформы, а также за качество товаров отвечает продавец.
Агрегатор обязан вернуть предоплату:
• если товар не был доставлен в срок и потребитель проинформировал продавца о расторжении по этой причине договора купли-продажи;
• если покупатель отказался принять заказ из-за недостоверной информации о товаре или о продавце.
Возврат средств должен быть осуществлен в течение десяти дней с момента получения агрегатором претензии. Если продавец сообщит интернет-платформе, что покупатель принял товар, то она не обязана возвращать деньги.

Негативные последствия
Под агрегатором товаров (услуг) предлагается понимать организацию или ИП, которые одновременно предлагают потребителю на своем сайте:
• ознакомиться с информацией о товаре (услуге), реализуемом (оказываемой) продавцом (исполнителем);
• заключить договор с продавцом;
• произвести предварительную оплату товара (услуги) непосредственно на банковский счет агрегатора.
Поправки вносятся в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Документ вступает в силу после переходного периода (180 дней). Законопроект был одобрен правительством РФ и внесен в Госдуму.
В ФАС России этот документ на согласование не поступал. А. Голомолзин отметил, что есть случаи, когда ограничение деятельности агрегаторов привело к негативным последствиям. Например, когда сотовые операторы изменили порядок расчета за услуги SMS-рассылок (введен поклиентский учет вместо учета общего объема трафика), тарифы для конечных заказчиков увеличились.
По мнению А. Голомолзина, понятие «агрегатор», его общие права и обязанности необходимо закрепить в Федеральном законе № 149-ФЗ [3]. В дальнейшем специфику и особенности деятельности таких площадок можно регулировать в рамках законодательства, которое регламентирует соответствующие отношения (например, защиту прав потребителей), или принимать отраслевые правовые акты, заявил замглавы ФАС.

80% посылок приходит в Россию из китайских интернет-магазинов

Под чью ответственность?
Заместитель директора юридического департамента компании «Яндекс» Сергей Кучушев уверен, что интернет-агрегатор – это информационный посредник, который вступает с покупателями в возмездные отношения, но при этом не заключает с ними сделок по оказанию услуг.
«Сущность платформы – дать возможность улучшить жизнь потребителю. Каким образом? Чтобы он мог прийти в одну точку, найти информацию о товаре, о магазинах, которые его продают, и сделать осознанный выбор. Мы должны сделать полезный и удобный информационный сервис, но он не связан непосредственно с товаром», – считает С. Кучушев. По его словам, до момента доставки покупки ответственность несет торговая площадка, а после того, как потребитель принял заказ, – продавец.
В пресс-службе «Яндекс.Маркета» РС сообщили, что на рынке агрегаторов действуют сильные механизмы саморегуляции. «Основной источник роста этого бизнеса – увеличение аудитории и ее лояльность. Ни одна платформа не заинтересована в том, чтобы ее пользователи были введены в заблуждение, получили некачественную услугу или потеряли деньги. Поэтому абсолютно все агрегаторы активно работают над внутренними инструментами защиты покупателей», – подчеркнули в компании.
«Яндекс.Маркет» регулярно проверяет магазины, которые размещают товар на его ресурсе, как при подключении к сервису, так и в процессе работы. В среднем каждый магазин проходит проверку 50 раз в год. «Мы обеспечиваем защиту интересов всех пользователей, оформивших заказ непосредственно на «Маркете» и внесших предоплату. Мы видим эту транзакцию и возвращаем деньги, если с заказом возникли проблемы. В случае спорной ситуации покупатель может обратиться не только в магазин, но и к нам, и мы поможем найти решение в пределах наших полномочий», – добавили в пресс-службе компании.
В «Яндекс.Маркете» считают, что текущая редакция законопроекта не учитывает роли, которую выполняет агрегатор при обеспечении реализации товара продавцом покупателю. Документ возлагает на площадку ответственность, не соответствующую выполняемым функциям. Также ряд положений может создать широкое поле для злоупотреблений потребителем своими правами и породить финансовые риски для агрегаторов, полагают в компании.
«Мы готовы принимать активное участие в доработке текущей версии законопроекта, чтобы она была сбалансирована с точки зрения прав и обязанностей агрегаторов, предусматривала прозрачные правила распределения ответственности между магазинами и интернет-платформами, а также учитывала многообразные особенности предоставления услуг в интернет, и главное – действительно защищала интересы потребителей», – резюмировали в «Яндекс.Маркете».
В Роспотребнадзоре отмечают, что документ может быть дополнительно проработан ко второму чтению с учетом мнения всех заинтересованных сторон.

________________________________________

[1] Ассоциация компаний интернет-торговли.
[2] Серию дискуссий «Интернет и закон» провел издательский дом «Коммерсантъ».
[3] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Еще по теме

Какое регулирование ждет российский рынок дата-центров

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации

Чего ожидать от нейросетей и как избежать необратимых последствий