Как избавиться от вендорной зависимости
Лидеры телеком-рынка испытают Open RAN в сетях 5G
Ограниченный круг производителей устройств для систем радиодоступа – одна из главных проблем мобильной индустрии. Соответствующее проприетарное оборудование предоставляют всего несколько крупных вендоров. При этом операторы не могут использовать продукцию разных производителей при построении сети сотовой связи. Изменить ситуацию сможет новый подход – Open Radio Access Network (Open RAN – открытые сети радиодоступа). Он основан на открытости архитектуры и интерфейсов для систем радиодоступа, что должно привести к снижению стоимости оборудования и ускоренному внедрению инноваций.
Операторы выбирают открытые платформы
В конце февраля операторы AT&T, China Mobile, China Telecom, Deutsche Telekom, KT, Orange, SK Telecom, SoftBank, Telefónica, Verizon и другие объявили, что в этом году протестируют или внедрят совместимые с Open RAN продукты в сетях 5G.
Производители телеком-оборудования – Cisco, Fujitsu HFR Networks, Intel, NEC, Nokia, Samsung Electronics и другие – начали или запланировали тестирование совместимости решений нескольких поставщиков.
Концепция Open RAN – инициатива альянса O-RAN, куда входят крупнейшие мировые телеком-операторы. Организация выступает за переход отрасли на новые решения для построения виртуализированных систем радиодоступа.
Основная суть концепции – реализация оборудования RAN в виде ПО, которое работает на отрытых, аппаратно независимых платформах, рассказал RSpectr директор Центра инноваций компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сечкин.
В белой книге альянса O-RAN отмечается, что организация стремится развивать сети радиодоступа, делая их более открытыми и умными, чем у предыдущих поколений.
«Поскольку мобильный трафик увеличивается, сотовые сети и оборудование должны иметь более управляемое программное обеспечение, быть виртуализированными, гибкими, интеллектуальными и энергоэффективными», – говорится в документе.
По мнению участников альянса, открытые интерфейсы необходимы для того, чтобы мелкие поставщики могли быстро разворачивать свое оборудование, а операторы – настраивать свои сети для удовлетворения собственных уникальных потребностей.
Такой мультивендорный подход позволит телеком-компаниям быть более конкурентоспособными
По оценкам альянса, сегодня 65–70% общей стоимости сети сотовой связи приходится на оборудование RAN. Это слишком большие инвестиции, когда налицо, с одной стороны, падение доходов операторов, а с другой – рост мобильного трафика и числа устройств для интернета вещей.
«Сотовые операторы должны удовлетворить этот растущий спрос, сдерживая затраты и предлагая новые услуги в условиях высокой конкуренции», – отмечают в O-RAN.
Телеком-монополизм может стать ловушкой
В свое время появление решений SDN* и NFV** позволило строить более гибкое и менее дорогое сетевое ядро. «Наша цель – сделать похожую революцию в RAN», – подчеркивают в альянсе.
Задачу внедрения технологий виртуализации на ядре сети решали шесть лет (с 2012 по 2018 год), отмечает менеджер по развитию бизнеса компании «ИРЭ-Полюс» Андрей Абрамов. Практически все интерфейсы уже были стандартизированы, но все равно потребовалась консолидация операторов, которые создали инициативные группы для разработки спецификаций. «В конце концов вендорам-монополистам пришлось присоединиться, иначе бы они потеряли бизнес», – говорит эксперт.
В отношении сетей радиодоступа, по словам А. Абрамова, ситуация осложняется тем, что ключевые интерфейсы в RAN закрытые. Если проблему не решить сейчас, до внедрения 5G, то монополизм вендоров только усилится. Потребуются значительные инвестиции, ресурсы, компетенции и время, чтобы потом от него уйти.
Использование специализированного программного и аппаратного обеспечения и закрытых интерфейсов приводит к тому, что всю сеть в определенном регионе приходится строить на радиооборудовании только одного производителя (GSM/WCDMA/LTE во всех используемых частотах).
Смена вендора потребует полной перестройки сети, что обойдется в три-четыре раза дороже оборудования
«В результате конкуренции между производителями нет, и операторы не могут купить оборудование по рыночным ценам, выбирая поставщиков. Монополисты же знают, сколько компаниям придется потратить, чтобы уже установленное оснащение заменить», – пояснил А. Абрамов.
Эксперт привел такой пример. Не так давно в ряде европейских стран было принято решение не использовать для строительства сетей связи 5G оборудование китайской компании Huawei. Выяснилось, что для того, чтобы поставить устройства другого вендора, придется заменить все LTE-сети. А это потребует много времени и денег, но главное – у операторов нет достаточных компетенций. Есть и еще один большой риск – во время замены ухудшится качество предоставления услуг, и абоненты могут уйти, что нанесет урон бизнесу.
«Вот в такую ловушку попали операторы, которые фактически отдали инициативу развития мобильных технологий небольшому числу производителей», – сетует А. Абрамов.
Кому выгодно использовать OpenRAN?
Впервые операторы BT и Vodafone продемонстрировали преимущества OpenRAN в прошлом году в Барселоне на выставке Mobile World Congress, показав первые прототипы базовых станций.
В чем же преимущество использования технологий виртуализации и открытых интерфейсов?
• Для операторов. Создание противовеса производителям-монополистам, более широкий выбор лучшего и экономичного решения без ограничений, которые накладываются старой сетевой инфраструктурой и ее вендорами.
• Для новых производителей. Низкие или вообще отсутствующие барьеры для выхода на мобильный рынок со своими решениями.
• Для государства. Обеспечивается устойчивость, поскольку мобильная связь играет все большую роль в обществе и экономике в целом.
«Внедрение Open RAN изменит телеком-отрасль кардинально, превратив ее в часть IT-индустрии, – уверен А. Абрамов. – Появятся новые участники – телеком-интеграторы. С точки зрения использования общих с IT технологий, удастся повысить экономическую эффективность бизнеса, снизить сроки внедрения новых услуг».
Открытость архитектуры и интерфейсов изменит сложившийся рынок оборудования радиодоступа для сотовых сетей, подчеркнул в комментарии для RSpectr директор по бизнес-решениям и инновациям Orange Business Services Россия и СНГ Робин Де Кейзер. «Это даст возможность применения виртуализации, программной реализации функций базовых станций, что должно привести к снижению стоимости оборудования и более быстрому внедрению инновационных решений в области радиодоступа», – сказал он.
Однозначно, новый подход повлияет на отрасль положительно, подчеркивает А. Сечкин. По его словам,
нейтральность в отношении стандартов приведет к увеличению числа вендоров, производящих базовые станции, а также к снижению стоимости БС
Какую стратегию выбирают крупнейшие вендоры?
Очевидно, что новый подход невыгоден производителям-монополистам (наиболее крупные – Ericsson, Huawei, Nokia).
Хотя отношение к Open RAN у них разное, указывает А. Абрамов. Nokia, которая стала первым поставщиком, присоединившимся к альянсу O-RAN, считает, что это естественное развитие отрасли, поэтому она активно участвует в разработке открытых интерфейсов. Ericsson вошел в состав организации, но занимается разработкой новых интерфейсов и архитектуры, не желая участвовать и согласовывать открытие существующих. Huawei пока не вступил в альянс.
«Ради справедливости надо сказать, что традиционные вендоры, чтобы не отстать, тоже разрабатывают виртуальные решения, но предлагают их только новым операторам и только на тех рынках, где нет риска для их монополизма», — добавил А. Абрамов.
Со своей стороны, ведущие операторы, которые продвигают Open RAN, оказывают давление на вендоров-монополистов, чтобы те участвовали в работе и поддержке открытых интерфейсов (ставя, например, это как условие заключения контрактов).
Поможет ли Open RAN пятому поколению?
Р. Де Кейзер подчеркивает, что Open RAN как минимум не замедлит появление сетей связи 5G. «Потенциально ускорение может произойти за счет увеличения количества производителей оборудования на рынке и лучшей стандартизации», – отмечает эксперт.
Open RAN может приблизить внедрение сетей пятого поколения в России, поскольку она подразумевает совместное использование сетевой инфраструктуры несколькими операторами связи (Network Sharing), считает А. Сечкин. Этот принцип позволит уменьшить финансовые затраты на развертывание инфраструктуры RAN.
Однако, как указывает А. Абрамов, существующие операторы будут ждать, пока решения новых поставщиков и производителей-монополистов не станут сопоставимы по качеству. Кроме того, традиционному телеком-игроку придется перестраиваться и работать с интегратором, а не напрямую с вендором. На это тоже потребуется время.
А вот для новых операторов, особенно тех, кто приходит из IT, таких барьеров нет, и для них Open RAN – это естественные условия. Хорошим примером является новый японский оператор Rakuten (самый большой MVNO в стране и наиболее инновационный). Он получил лицензию на 5G и построит сеть на базе Open RAN. И так себя будут вести со временем все больше и больше операторов, уверен А. Абрамов.
К слову, одним из поставщиков Rakuten является Nokia, которая в данном случае предоставила открытое решение.
Почему для России открытая архитектура – необходимость?
В компании МТС понимают, что успех Open RAN снизит порог выхода на рынок для новых производителей и повысит эффективность развития сетей операторами.
«Мы внимательно следим за инициативой, так как для нас это тоже возможность уйти от жесткой привязки к одному вендору и получить определенную гибкость как с технической стороны, так и, что немаловажно, с финансовой», – заявил начальник отдела архитектуры сети радиодоступа ПАО «МТС» Алексей Маслянкин на отраслевой конференции.
Он добавил, что компания планирует принимать участие в деятельности международных ассоциаций, работать с поставщиками и тестировать ПО.
Переход к Open RAN актуален для нашей страны, подчеркивает А. Абрамов.
По его словам, российские операторы никогда самостоятельно не принимали решений с точки зрения стратегического развития и находятся в полной зависимости от своих поставщиков-монополистов. «Поэтому надо надеяться, что мировые лидеры индустрии преобразуют отрасль и оздоровят ее как с точки зрения бизнеса, так и в плане широкого внедрения во все сферы экономики. Нашим операторам себя изменить очень тяжело. Поэтому нужно сильное влияние извне», – говорит эксперт.
Р. Де Кейзер отмечает, что
открытость архитектуры может поспособствовать появлению новых российских производителей оборудования
А. Абрамов согласен: «Это шанс для отечественной промышленности. Появится возможность производить и аппаратное, и программное обеспечение, которое не будет изолировано несовместимостью», – говорит он.
Сейчас есть компании, которые разрабатывают ПО различных узлов ядра сети, работающее на стандартных серверах в ЦОДах, и продают его операторам. Если бы виртуализация не была в свое время внедрена в ядре сети, то у отечественных разработчиков не было бы шансов.
«Кроме того, большие российские компании могут стать теми самыми телеком-интеграторами и диверсифицировать свою деятельность. Это может быть локомотивом для вывода отечественной продукции в области мобильной индустрии на зарубежные рынки», – заявил А. Абрамов.
Эксперт также полагает, что Open RAN повысит уровень государственной безопасности. По его мнению, если США надавят на Швецию и Финляндию (страны, в которых базируются Ericsson и Nokia) и пролоббируют запрет поставок оборудования этих компаний в Россию, то вся отечественная мобильная индустрия рухнет. «Нет ни компетенции, ни ресурсов, ни промышленности, ни продукции», – предупреждает А. Абрамов.
По его словам, в России необходимо принять Open RAN как стандарт (так сделано, например, в Южной Корее). В других ведущих странах (Япония, США и т. д.) этого не требуется, поскольку операторы сами принимают стратегические решения. А нам нужна помощь государства.
Изображение: RSpectr, freepik.com
—
* SDN (англ. software-defined networking) — программно-конфигурируемая сеть
** NFV (англ. Network-functions virtualization) — виртуализация сетевых функций