Регулирование / Статьи
финансы
23.9.2019

Узнать в лицо криптовалютчика

В России предложили лишить анонимности владельцев виртуальных денег

Ассоциация банков России (АБР) подготовила концепцию оборота децентрализованных криптовалют. Документ предлагает взыскивать такие активы в рамках исполнительного производства, банкротства или налогообложения. В АБР полагают, что создание правового контура обеспечит защиту сделок с виртуальными деньгами и уменьшит риски, вытекающие из анонимности. Крипторынок в России пока никак не регулируется, и это вызывает озабоченность экспертов.


ИНИЦИАТИВА БАНКОВСКОГО СООБЩЕСТВА

Вице-президент АБР Анатолий Козлачков в рамках XVII Международного банковского форума «Банки России – XXI век», состоявшегося в сентябре в Сочи, сообщил о создании концепции оборота децентрализованных криптовалют. Новый подход должен лишить анонимности владельцев виртуальных цифровых активов.

Авторы идеи выступают за то, чтобы все держатели криптовалют в нашей стране прошли идентификацию. Только после этого они смогут совершать транзакции. Предполагается, что виртуальные средства можно будет использовать в качестве взыскания в рамках исполнительного производства, банкротства или налогообложения. Например, конфисковать в пользу организации, выдавшей заем.

«По заявке кредитора агенты рынка смогут предоставлять услуги по установлению владельцев цифровых активов», – пояснил А. Козлачков, который является одним из авторов концепции.

Факт принадлежности криптовалюты будет устанавливать суд, после чего владелец должен будет передать пароли от электронных кошельков. За сокрытие цифровых активов и за отказ от передачи паролей предлагается ввести уголовную ответственность.

В АБР полагают, что создание такого правового контура обеспечит защиту сделок с виртуальными деньгами и уменьшит риски, вытекающие из анонимности.

Помимо прочего, концепция предлагает два контура налогообложения для юридических и физических лиц. В частности, сделки по приобретению товаров и услуг за криптовалюту предлагается облагать налогом как товарообменные операции, а приобретение и реализацию виртуальных денег за рубли – налогом на прибыль в обычном режиме сделок с товаром.

Модель взыскания налогов с физических лиц будет осуществляться по аналогии с налогообложением инвесторов на рынке ценных бумаг

Кроме того, в законодательство предлагается ввести нормы, в соответствии с которыми физические лица будут обязаны декларировать покупку своих цифровых активов, а также выплачивать налоги после их продажи.

По словам А. Козлачкова, в концепции предпринята попытка вписать новые технологии в существующую модель хозяйственного оборота традиционного имущества. Стоит задача одновременно ограничить действия мошенников в этой сфере и дать возможность легально пользоваться криптовалютой и платить налоги.

По просьбе RSpectr инициативу прокомментировал вице-президент Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Валерий Петров. По его словам, РАКИБ поддерживает те предложения, которые повышают доверие к использованию цифровых активов и технологии блокчейн.

«Предложение АБР относится к их числу, поскольку позволяет реализовать процедуру идентификации ответственного лица на основании законного решения, подтвержденного судом. А самое главное – идентификация происходит без нарушения технологических процедур обращения цифровых активов, так как поставленная цель достигается административными методами с прозрачной процедурой и заранее установленной ответственностью», – отметил В. Петров.


МОЖНО ЛИ ЭТО РЕАЛИЗОВАТЬ?

Между тем эксперты указывают на ряд спорных моментов инициативы АБР. Адвокат, специалист по правовому регулированию цифровой экономики Юлия Нитченко отмечает, что паролей у владельцев виртуальных денег нет, есть электронный ключ. К тому же

криптовалюта находится не в одном кошельке – их может быть десятки тысяч.

По словам Ю. Нитченко, с помощью блокчейна можно спрятать миллиардный бизнес, разложив денежные средства на несколько тысяч кошельков, и скрыть имя настоящего владельца. «К примеру, человек должен один миллион, а передает ключ на кошелек, где лежит 100 рублей. И все? Свободен? К тому же обычно один кошелек привязывается к одному адресу. Как будут доказывать, что за 100 000 адресов стоит один человек?» – задается вопросами эксперт.

По мнению специалистов рейтингового агентства АКРА Анны Михайловой и Алексея Корнева, эффективность предлагаемых инициатив вызывает сомнения и из-за отсутствия четкого регуляторного режима в части владения и совершения сделок с криптовалютами. Также нет надежных и известных технических механизмов отслеживания и контроля операций с данными активами.

«Существует большое количество разного рода криптовалют со своими особенностями, например, bitcoin псевдоанонимен (все транзакции публично доступны), в то время как monero является анонимным блокчейном», – отметили эксперты.

Даже в случае идентификации конечного кошелька сейчас не существует системы, которая смогла бы предотвратить реализацию криптовалютных активов, поскольку на рынке действуют децентрализованные биржи и проводятся сделки в даркнете, говорят специалисты АКРА.

Другие эксперты полагают, что инициатива уже не актуальна, так как большинство сервисов по продаже криптовалюты уже ввели у себя процедуру идентификации Know Your Customer (КYС). Она требует подтверждения личности покупателя при помощи паспорта или иного документа, пояснила RSpectr юрисконсульт компании Mercuryo.io Александра Иванова: «Бизнес уже давно самостоятельно стремится к легализации, чтобы соответствовать европейским стандартам, в которых меры по обеспечению прозрачности сделок в криптовалютах были прописаны еще год назад».

Ю. Нитченко обращает внимание на предполагаемую роль так называемых агентов рынка. «Давайте назовем вещи своими именами. Это такие стукачи за вознаграждение. То есть те, кто разбирается в криптовалютах и может за деньги донести на владельца кредитору, то есть банку, – говорит эксперт. – И что значит передать приватные ключи? Это даже не аналог номера счета в банке, это и есть деньги. Получив приватный ключ к биткоин-кошельку, можно в ту же секунду перевести весь баланс куда угодно».

Таким образом, банкиры хотят, чтобы у них появилась законная возможность взыскать с заемщика даже не установленную судом сумму, а всю его криптовалюту, считает эксперт.

Как только появятся первые факты того, что опытные участники крипторынка передают информацию в налоговую службу, будет создан черный список тех, кто этим занимается, и никто не станет иметь с ними дело, прогнозирует Ю. Нитченко.


КАК РЕГУЛИРОВАТЬ КРИПТОСФЕРУ

На данный момент российский рынок криптовалют никак не регулируется.

В начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение Минфину и Госдуме обеспечить принятие законопроекта «О цифровых финансовых активах» до 1 ноября 2019 года.

Этот документ был рассмотрен в первом чтении еще 22 мая 2018 года, но до второго пока не дошел.

По словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, проект был отложен из-за требований межправительственной организации FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Чиновник также сообщил, что ко второму чтению из законопроекта были исключены понятия криптовалюты и токенов.

В июне замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил о готовности законопроекта о цифровых финансовых активах, но в течение весенней сессии второе чтение так и не состоялось.

Руководитель правового комитета РАКИБ Елена Гультяева не исключает, что законодатели вернутся к одной из первых редакций документа, но это лишь одна из возможностей. По оценке ассоциации, законопроект в нынешнем виде содержит три основных недостатка.

Во-первых, в нем регулируются отношения, возникающие только в результате использования приватных (непубличных) распределенных информационных систем. Это оставляет вне правового регулирования любые digital-продукты, созданные и существующие на основе децентрализованных публичных реестров. А они являются большой и значимой частью формирующейся цифровой экономики.

Во-вторых, за рамками регулирования остаются криптовалюты. Некоторые версии законопроекта допускали возможность использования информационными системами собственных цифровых операционных знаков. Однако криптовалютой в прямом смысле слова они не являются.

Наконец, законопроект обходит вопросы, касающиеся оборота на территории РФ цифровых активов, созданных в других юрисдикциях, и наоборот – вывода российских средств на международные рынки. При этом уже понятно, что нормальное функционирование криптоиндустрии, изолированной от внешнего мира, сегодня просто невозможно.

Закон о цифровых финансовых активах принимать нужно срочно, полагает А. Иванова, так как эксперты FATF выявили большое число несоответствий российского законодательства европейским нормам. В том случае если пожелания группы не будут удовлетворены, страну ждут новые санкции.

По мнению эксперта,

от законодателей требуется разобраться, что такое криптовалюта и к чему ее приравнять

Второй важный момент – это сервисы идентификации держателей цифровых активов. «При проведении процедуры KYC мы должны получить максимум данных о пользователе, а если что-то нас беспокоит, то должны запрашивать у человека дополнительные сведения», – говорит А. Иванова. По ее словам, серьезные организации, за плечами которых богатый опыт работы в реальном секторе экономики, уже давно готовы к полной отчетности перед регулятором.

«Чем больше криптовалюта регулируется и фигурирует в различных официальных документах, тем быстрее она станет предметом обихода для широких масс, а без законодательного обеспечения о ее широком применении пока говорить рано», – резюмирует А. Иванова.

Законопроект «О цифровых финансовых активах» предлагает довольно жесткую модель регулирования, которая не станет стимулом для проведения ICO в России, подчеркивает Ю. Нитченко. Граждане не смогут пользоваться зарубежными кошельками и биржами, что приведет их к мысли об использовании VPN, а майнинг (промышленный) не получит существенных льгот и в итоге уйдет в другую юрисдикцию.

К положительным моментам эксперт относит то, что идентификацию предлагается сделать дистанционной. Это означает, что иностранцам дадут зеленый свет в наши ICO, а россияне смогут вкладываться в иностранные цифровые активы.

«Пока из законопроекта не убрано ограничение на обмен цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту. А с такими рамками закон бесполезен – инвесторы уйдут в другую юрисдикцию», – добавляет эксперт.

По мнению Ю. Нитченко, также необходимо создать на обособленных территориях (например, на территориях опережающего развития) зоны правового комфорта для тестирования отдельных моделей регулирования отношений в сфере криптовалют без создания глобальных рисков для экономики страны в целом (территориальные регуляторные песочницы).

***

Инициатива АБР оценивается экспертами как недостаточно проработанная и едва ли реализуемая на практике (учитывая природу криптовалюты). Вместе с тем участники рынка говорят о необходимости регулирования сферы цифровых финансов. Правила игры нужны как для развития внутреннего рынка, так и для того, чтобы соответствовать мировым практикам.

Изображение: RSpectr, freepik.com

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Когда криптовалюта выйдет из серой зоны?
Госдума перенесла рассмотрение во втором чтении законопроекта о регулировании цифровых финансовых активов

Еще по теме

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации

Чего ожидать от нейросетей и как избежать необратимых последствий

Что нужно знать юристу, решившему работать в ИТ-компании