Регулирование / Статьи
за рубежом технологии финансы
21.9.2020

Криптовалюта в законе

Как регулируют рынок виртуальных денег в разных странах


Евросоюз планирует создать нормативную базу для оборота криптоактивов. Начали формировать регуляторные документы для цифровых денег и в Швейцарии, Украине, Китае. В России бизнес надеется на смягчение требований к обороту криптоактивов для успешного развития.


ОСЕННЕЕ УСКОРЕНИЕ

В сентябре Еврокомиссия активно занялась правовой базой криптоиндустрии, чтобы ускорить процедуру трансграничных платежей и сделать их дешевле за счет технологии блокчейн и криптоактивов. По оценкам комиссии, пандемия выявила актуальность безналичных переводов.

Одновременно с Евросоюзом Швейцария внесла поправки в свое законодательство. Изменения могут открыть двери не только для децентрализованного финансирования, но и для создания цифровых акций компаний и ряда других торгуемых активов. Ожидается, что закон вступит в силу в начале 2021 года. «Со следующего года у нас будет одна из самых передовых нормативно-правовых баз в мире», – сказал президент швейцарской федерации блокчейна Хайнц Тэннлер.

В сентябре в Верховную Раду Украины был внесен доработанный проект закона «О виртуальных активах», регулирующий работу с криптовалютой. Если документ примут, то в стране можно будет открывать и использовать счет в банках для проведения операций с виртуальными активами. При этом статус криптоактивов определен как «нематериальное благо», а не как средство платежа.

В Индии, наоборот, планируют запретить торговлю криптовалютами. Соответствующий документ находится на рассмотрении совета министров.

«Большинство стран с высокоразвитой экономикой признают новую реальность – интегрируют блокчейн-технологии и криптовалютный рынок в экономику и разрабатывают нормативно-правовую базу для их оборота», – сообщил RSpectr исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Александр Бражников.


РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОАКТИВОВ В ЕВРОСОЮЗЕ

В сентябре в СМИ попала предварительная версия законопроекта о рынке криптовалютных активов для стран ЕС. Подлинность документа подтвердил на своем сайте немецкий политик и член Европарламента Свен Гиголд. «К 2024 году ЕС должен создать комплексную структуру, позволяющую использовать технологию распределенного реестра (DLT) и криптоактивы в финансовом секторе. Закон также должен учитывать риски», – говорится в документе.

Еще в 2016 году Европарламент не видел необходимости в регулировании криптовалют. Тогда комитет по экономическим и монетарным вопросам выпустил отчет, предложив ограничиться созданием общеевропейской оперативной рабочей группы по цифровым деньгам. Ее цель – мониторинг и регулирование инноваций в сфере криптоактивов в государствах ЕС.

В 2017 году комитет опубликовал законопроект по регулированию цифровых валют, согласно которому криптоактивы не должны быть анонимными. Документ позволял создавать базы данных, в которых адреса криптокошельков будут связаны с определенными идентификаторами личности. Сильные колебания стоимости виртуальных денег создавали риски для граждан и грозили росту мошеннических сделок.

С 2013 года стоимость биткоина поднялась от 100 до 19 000 долларов. В 2018 году наступила так называемая «криптозима» – полная остановка роста цены. Тем не менее за два года она не упала ниже 4-5 тыс. долларов за биткоин. После пандемии рост возобновился, достигнув 11 тыс. долларов за главную криптомонету.

В декабре 2018 года члены Европарламента выпустили резолюцию «Блокчейн: перспективная торговая политика», призывающую ускорить интеграцию блокчейна в сферу торговли между странами ЕС. Новая технология повысит уровень прозрачности цепей поставок и эффективность торговых операций, улучшит безопасность данных. А также снизит затраты, коррупцию и уклонение от налогов. Ключевыми проблемами при реализации всех этих направлений остаются вопросы кибербезопасности.

В 2018 году Европейский центральный банк сформулировал, а Европарламент утвердил ряд уточнений к определению «виртуальная валюта»:

  • не квалифицируются как валюты, с точки зрения ЕС;
  • рассматриваются как средство обмена, а не как средство платежа;
  • в некоторых случаях используются для иных целей, кроме платежей.

В 2019 году министр финансов Франции Брюно Ле Мэр предложил создать цифровую валюту ЕС. Об этом он заявил на встрече министров экономики и финансов ЕС в Хельсинки. По словам Ле Мэра, это позволит снизить стоимость международных транзакций и повысить их скорость как внутри ЕС, так и за его пределами.


ЗАРЕГУЛИРОВАННАЯ КРИПТОИНДУСТРИЯ США

Соединенные Штаты славятся прогрессивным подходом к внедрению финансовых инструментов, но регуляторы по-разному относятся к криптовалюте.

  • FinCEN (подразделение по борьбе с финансовыми преступлениями в составе министерства финансов США) еще в 2013 году обнародовал позицию – криптовалюты должны приравниваться к обычным деньгам и аналогично регулироваться. Все криптобиржи и обменники обязаны зарегистрироваться как поставщики финансовых услуг.
  • SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США, занимается регулированием в сфере цифровых активов, имеющих признаки ценных бумаг) причисляет криптовалюту к рангу активов. Это гораздо ближе по статусу к акциям и другим ценным бумагам, нежели к традиционным деньгам. Поэтому на законодательном уровне регулирование осуществляется по подобию других фондовых активов.
  • CFTC (Комиссия по торговле товарными фьючерсами, работает с биржевыми товарами и различными криптодеривативами) классифицирует криптовалюты как товар. Организация лояльно относится к виртуальным деньгам.
  • Минфин США по-прежнему негативно отзывается о цифровых валютах, считая их инструментом для отмывания денег преступниками.

Соединенные Штаты являются лидерами по обналичиванию криптовалюты. В стране расположено 7,6 тыс. биткоин-банкоматов (BTM)

По данным норвежской финансовой компании AksjeBloggen, в сентябре 2020 года общее количество BTM в мире достигло 9,7 тыс., что на 167% больше, чем в прошлом году.

В США помимо федеральной действует более 50 юрисдикций – каждый штат выпускает свой закон. Это усложняет жизнь компаниям, желающим использовать в сделках криптоактивы. Впрочем, местные правовые акты нечасто идут вразрез с федеральными.

Например, в 2014 году налоговая служба США (IRS) выпустила уведомление (Notice 2014-21), в котором указаны комиссии и сборы, применяемые при использовании криптовалют для всех штатов. До конца 2017 года все сделки с участием виртуальной валюты производились на основе этого документа.

В 2018 году начал действовать обновленный закон, подписанный президентом США Дональдом Трампом. В нем указано, что все криптовалютные сделки по продаже, покупке, начислению зарплат подпадают под систему государственных сборов согласно правилам расчета налога.

«В США не пытаются запретить криптовалюту, а стараются загнать ее в привычные регуляторные рамки. Но не все их решения стоит перенимать, – отмечает в разговоре с RSpectr представитель биржи Garantex Татьяна Максименко. – Например, налогообложение пока работает криво. Пока в Евросоюзе одно из самых дружелюбных отношений к крипте».

В июле 2020 года CFTC заявила, что будет разработано целостное регулирование рынка криптовалют до 2024 года. Ведомство работает с биржевыми товарами и различными криптодеривативами. Комиссия опубликовала программу на ближайшие четыре года, в которой отдается приоритет цифровым активам. В ней отмечается, что биржи, специализирующиеся на фьючерсах цифровых активов, также попадают под надзор ведомства.


НЕПАХАНОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ В РОССИИ

Долгое время российские чиновники держали паузу в вопросе регулирования виртуальных денег. При этом в правительстве с 2017 года звучали предложения внедрять блокчейн-технологию в госструктуры.

В то время как ряд министерств и президент РФ поддерживают развитие новых цифровых инструментов, Минфин занимает с 2015 года радикальную позицию, считая криптоактивы угрозой для экономики.

В 2018 году первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что регулирование технологии блокчейн и криптовалют пропишут в нормативных актах министерств. То есть внесут поправки, без формирования отдельного законодательства о новых цифровых инструментах.

В марте 2018 года на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект «О цифровых финансовых активах», который был принят и подписан президентом РФ только в июле 2020 года, претерпев ряд изменений.

Документ дал определение криптовалюты, но запретил ее использование в России для оплаты товаров и услуг

Согласно закону, криптовалюта определена как цифровой код, который используется в качестве сбережений и инвестиций.

Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года. Бизнес рассчитывает на внесение смягчающих поправок.

Вместе с тем в конце августа этого года ассоциация РАКИБ опубликовала межведомственное письмо Минфина, в котором предлагается полностью запретить любые операции с криптовалютой на территории России. По мнению экспертов, такой подход подорвет растущий рынок.

Александр Бражников, РАКИБ:

– Все предприниматели, занимающиеся блокчейном или криптовалютами, немедленно выведут свой бизнес из страны в другие юрисдикции. По сути, речь идет о прекращении деятельности в РФ целой индустрии с миллиардными оборотами и десятками тысяч рабочих мест.

По мнению Т. Максименко, законодательство в России в ближайший год будет только ужесточаться: «Власти очень боятся бегства капитала, а криптовалюты созданы для простых и быстрых трансграничных переводов».

Основатель софтверной компании tehnobit.io Александр Пересичан сообщил RSpectr, что без практики рано делать выводы: «Смягчение или ужесточение может произойти после того, как начнут использовать принятые нормы на практике».

Закон должен быть направлен не на смягчение или ужесточение, а на защиту бизнеса, граждан и работать на развитие экономики, отметил в разговоре с RSpectr соучредитель BitCluster Виталий Борщенко. По его мнению, нужно сепарировать потоки и идентифицировать добросовестных игроков.

Руководитель направления Industry X Accenture в России Антон Епишев считает, что законодательство смягчат: «Это логичный процесс: сначала регуляторы стараются ввести разного рода ограничения, чтобы сохранить контроль и обезопасить инвесторов. Затем ограничения начинают постепенно уменьшать».

Доля России на мировом рынке криптоактивов:

  • международный оборот криптовалют – 100 млрд долларов в сутки;
  • на русскоязычные проекты приходится 10-20 млрд долларов в сутки;
  • количество пользователей криптокошельков в мире – 45 млн аккаунтов;
  • доля российских кошельков – 3-5 млн аккаунтов.

Источник: РАКИБ

В РАКИБ сообщили RSpectr, что ведутся переговоры с Минфином и есть положительные моменты в вопросах регулирования.

Ассоциация предлагает правительству создать прозрачные условия для участников рынка:

  • разрешить легальный выпуск и оборот криптовалюты, иных цифровых активов;
  • сформировать взвешенный механизм налогообложения сделок с криптовалютой, майнингом и иными операциями;
  • признать законными сделки, связанные с приобретением криптовалют и иных цифровых активов в иностранных легальных юрисдикциях.

Россия в своей регуляторной тональности схожа с Китаем, где есть ограничения для криптоактивов. Но наш восточный сосед продвинулся намного дальше России в легализации виртуальных денег.


ЦИФРОВАЯ СТЕНА ПОДНЕБЕСНОЙ

Осенью 2013 года, когда курс биткоина превысил 1 000 долларов, правительство Китая запретило всем финансовым учреждениям операции с криптовалютой. Неконтролируемый рост виртуальных активов встревожил власти. В 2014 году Народный банк Китая выпустил циркуляр о закрытии счетов и запрете деятельности криптобирж.

С октября 2017 года в стране стало действовать первое правовое регулирование криптоактивов. Соответствующие положения были прописаны в «Общих принципах гражданского права Китайской Народной Республики», где криптовалютам дали определение – «виртуальная собственность». Также вступил в силу запрет на проведение ICO (Initial Coin Offering) – первичный выпуск коинов по аналогии с IPO. Правительство увидело риски выведения больших денежных потоков из страны.

С января 2020 года в Китае вступил в силе закон о криптографии, который регулирует выпуск и оборот криптоактивов. Эксперты предполагают, что требования связаны с готовящимся запуском национальной криптовалюты – DCEP.

Как и Евросоюз, Китай боится доминирования криптоактивов над традиционной национальной валютой, поэтому стремится выпустить свою цифровую монету

В июле этого года Народный банк Китая заключил партнерство с более чем 20 компаниями для испытаний в реальных условиях платежной системы на основе цифрового юаня DCEP.

«Инициативы по блокчейну получают в Китае огромную поддержку. Как финансовую, так и административную», – говорит Т. Максименко.

А. Бражников также отмечает успехи восточного соседа России: «Цифровая валюта ЦБ Китая проходит тестирование в трех провинциях и четырех крупных городах такими корпорациями, как Starbucks и McDonald’s. Крупные китайские компании активно инвестируют в блокчейн. В итоге страна имеет 224 проекта и сумму инвестиций в 70 млрд долларов».

Также в Китае сформирован Национальный блокчейн-комитет в партнерстве с Huawei и Tencent, определяющий стандарты индустрии стране.

Топ-4 криптовалют по капитализации в 2019 году, млрд долларов:

1. Bitcoin – 130,88
2. Ethereum – 15,76
3. Ripple – 9,62
4. Tether – 4,13

Изображение: RSpectr, Freepik.com


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Когда криптовалюта выйдет из серой зоны?
Госдума перенесла рассмотрение во втором чтении законопроекта о регулировании цифровых финансовых активов

Еще по теме

Какое регулирование ждет российский рынок дата-центров

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации

Чего ожидать от нейросетей и как избежать необратимых последствий