Медиа / Статьи
контент медиа
30.12.2020

Кино уходит в интернет

Видеосервисы увлеклись производством фильмов ради подписчиков

Рынок онлайн-кинотеатров по итогам 2020 года может показать рекордный рост в 55% вместо прогнозировавшихся весной 30-45%, считают эксперты. Для сохранения темпов развития онлайн-видеосервисы инвестируют в производство собственного контента. Эксклюзивные продукты позволят наращивать долю платного показа, которая уже составила две трети в общей выручке.


ПОДПИСАЛИСЬ НА РОСТ

Объем рынка онлайн-видеосервисов в России достиг в первом полугодии 2020-го 18,6 млрд рублей, что на 56% выше показателей за аналогичный период 2019 года, отметили аналитики агентства Telecom Daily.

В прошлом году его объем составил более 27 млрд рублей при росте в 45%, сообщалось в исследовании агентства. По результатам 2020 года рынок может вырасти на 50-55%, говорит RSpectr генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Мировой рынок видеоконтента в Сети, по прогнозам Fortune Business Insights, достигнет к 2026 году 86,8 млрд долларов.

Если говорить о ключевых игроках, то более половины отечественного рынка (56%) в 2019 году формировали четыре лидера: ivi (23%), Okko (15%), YouTube (11%) и Megogo (7%). Максимальный рост выручки показали Start (242%), Оkko (97,7%), «Премьер» (86,7%) и ivi (55%), сообщает Telecom Daily.

Алексей Бырдин, «Интернет-видео»:

– Для сохранения аналогичных темпов роста в 2021–2022 годах необходимо существенно снизить доступность пиратского контента и реализовать меры налогового стимулирования российских сервисов для роста инвестиций в оригинальный отечественный продукт.

Пока компании не раскрывают свои показатели за 2020 год, но опрос пользователей аналитиками Telecom Daily выявил, что

почти 70% зрителей оформляют платную подписку на сервисы или покупают нужный фильм

Таким образом, основной доход идет не с рекламных роликов при просмотре контента, а с подписок и транзакций. 

Если говорить о среднем чеке, то менее 100 рублей в месяц тратят на сервисы 26% опрошенных. От 100 до 250 рублей – 27 процентов. Таким образом, более половины укладываются в сумму до 250 рублей. Еще четверть платят от 250 до 399 рублей. Более высокие затраты у оставшихся 23% респондентов: 14% тратят от 499 до 599 рублей и 9% – от 600 рублей.

А.Бырдин подтвердил, что платная модель сегодня формирует уже примерно две трети выручки рынка. А готовность пользователя платить – важный позитивный тренд, который позволит производить разнообразный контент высокого качества. По его оценкам, в 2020 году рекламный рынок, включая видеорекламу, показывает не лучшие результаты из-за пандемии COVID-19.

С ним соглашается генеральный директор Megogo Россия Виктор Чеканов. Он сообщил RSpectr, что зарубежные коллеги произвели в последние пару лет много качественного контента: «Это сериалы, полнометражные фильмы, которые получили зрительские симпатии и мировые кинонаграды. Российские видеосервисы сейчас активно вкладываются в производство собственного продукта, и этот тренд будет только набирать силу в ближайшие годы».


САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

В то же время глава Megogo Россия отмечает, что подписная и рекламная модели будут еще долго сосуществовать.

«По данным Digital TV Research, в Восточной Европе совокупная выручка от показа с рекламными роликами к 2024 году составит 972 млн долларов. В 2018 году она равнялась 375 млн долларов. Цифры показательны, а в США в ближайшее время ожидается запуск нескольких крупных видеоплатформ, работающих по рекламной модели», – говорит В.Чеканов.

Увеличению доходов от подписки мешает дефицит эксклюзивного контента у онлайн-кинотеатров

Правообладатели некоторых фильмов требуют дополнительной оплаты при покупке кинопродукта, несмотря на наличие у зрителя подписки на просмотр контента. В итоге пользователь не понимает, почему приходится платить дважды. Это влияет на переход зрителей к бесплатному контенту с рекламой. Компании стремятся изменить эту ситуацию.

Алексей Бырдин, «Интернет-видео»: 

– Мы уже наблюдаем существенный рост инвестиций в производство контента со стороны лидеров отечественного рынка: ivi, Okko, Start, More TV, «Кинопоиск HD». Уверен, что эта тенденция будет только нарастать. В краткосрочной перспективе нас ждет период продукции, производимой в различных комбинациях продюсерскими компаниями, телеканалами и онлайн-видеосервисами.

С прошлого года онлайн-кинотеатр ivi начал развивать собственное производство, а в этом году уже вышло несколько шоу и сериалов, сообщила RSpectr директор департамента платных сервисов ivi Ирина Грандель. В 2021 году запланировано производство полнометражных фильмов с известными актерами.

Ирина Грандель, ivi:

– Десять лет назад пользователи были не готовы покупать контент, и ivi развивался только по рекламной модели монетизации. Сейчас ситуация поменялась, и нам ежемесячно платят более 3 млн пользователей. Этому способствовали законодательные изменения для борьбы с видеопиратством: закон о зеркалах нелегальных сайтов, антипиратский меморандум.


КУДА ПОЙДЕТ ЗРИТЕЛЬ

Высокий рост рынка онлайн-кинотеатров в 2020 году был связан с пандемией, сократившей походы пользователей в офлайн-кинотеатры. Фактически люди были вынуждены подключаться к видеосервисам, чтобы смотреть фильмы дома. Вернутся ли они в 2021 году в кинотеатры? Эксперты уверены, что привычка ходить в кинозалы никуда не денется.

Алексей Бырдин, «Интернет-видео»:

– Отток зрителей в 2020 году был вызван не столько ограничениями, сколько переносами крупными студиями своих премьер на 2021–2023 годы. По мере снижения числа заболевших и проведения вакцинации все вернется на круги своя.

Участники рынка соглашаются с тезисом о сохранении офлайн-рынка, но говорят о его трансформации.

«Паттерн потребления контента уже начал меняться. В 2021 году премьеры голливудских блокбастеров пройдут одновременно в широком прокате и на онлайн-платформах», – отмечает В.Чеканов.

Привычные бизнес-процессы, связанные с кинопроизводством и каналами доставки до потребителя, меняются

«Мы уже вступили в новую эпоху тотальной диджитализации и стриминговых платформ, и с этим всем надо будет уметь эффективно работать», – говорит глава Megogo в России.

На зарубежном рынке уже давно выделились свои лидеры, в основном представленные североамериканскими сервисами: Netflix, Amazon Prime, Disney+.

По оценкам А.Бырдина, они очень активно, даже агрессивно развиваются. Эти компании не скрывают, что намерены монополизировать глобальную дистрибуцию своего контента, отмечает эксперт. «Для российского рынка это несет существенные риски, которые можно снизить за счет применения к этим сервисам действующих норм законодательства в части ограничения иностранного владения. В противном случае российский рынок может быть захвачен этими игроками, как это произошло в ЕС или Латинской Америке», – отметил глава ассоциации «Интернет-видео».

Изображения: RSpectr, Freepik.com

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Привычка смотреть за деньги
Как изменится рынок онлайн-кинотеатров после пандемии


Еще по теме

Особенности регулирования использования искусственного интеллекта в создании медиаконтента

Заместил ли контент российских видеосервисов импортную продукцию

Замедление YouTube, внутренние риски и госбюджет на ИБ

Цифровые угрозы становятся изощреннее. Как этому противостоять?

Мировой опыт защиты детей в Сети и что могут сделать российские интернет-площадки

Нужно ли считать ссылки на запрещенные соцсети инструментом продвижения опасного контента

Как развиваются «родные» медиаплощадки и что хотят на них видеть соотечественники

Как противостоять фейкам и почему будущее за доверенными источниками

Для чего необходимо развивать блог компании и как это делать эффективно

ИТ-компании и общественные организации занялись цифровым просвещением молодежи

Американский видеохостинг заподозрили в нелегальном отслеживании детей и навязывании персонализированной рекламы

Как обеспечить безопасность своего ребенка в интернете: новые угрозы и роль искусственного интеллекта

Почему бесполезны инструменты распознавания контента, созданного искусственным интеллектом

Чем грозит глобальное распространение рекламы, созданной искусственным интеллектом

Каковы новые подходы к формированию информационного поля в России