Третья форма денег
Каковы перспективы и риски цифрового рубля
Банк России готовится к выпуску новой валюты. Цифровой рубль (ЦР) должен стать третьей формой денег наряду с наличными и безналичными. В октябре 2020 года ЦБ РФ представил общественности доклад, отражающий концепцию возможного введения ЦР и рассказывающий о механизмах внедрения такой валюты, принципе эмиссии, потенциальных рисках. В течение последующих месяцев тема обсуждалась всеми заинтересованными сторонами, в том числе свои опасения высказали банки. При этом эксперты указывают, что необходимость введения цифрового рубля под сомнение не ставится.
КАТАЛИЗАТОР ПЕРЕМЕН
Согласно докладу Центрального банка, ЦР должен обеспечивать «надежные, безопасные, быстрые, удобные, доступные для каждого гражданина денежные расчеты в любой точке России».
Все три вида российского рубля будут абсолютно равноценными и эквивалентными друг другу. Пользователи смогут свободно переводить деньги из одной формы в другую.
ЦР будет представлять собой уникальный цифровой код и храниться в специальном электронном кошельке.
Передача ЦР от одного пользователя к другому будет происходить в виде перемещения цифрового кода с одного электронного кошелька на другой, объясняется в докладе Банка России.
Таким рублем можно будет расплачиваться как онлайн, так и офлайн – без интернета, указывает регулятор. Правда, для этого необходимо разработать специальные технологии
Зачислить ЦР на электронные кошельки можно будет с помощью мобильных устройств и других носителей.
Банк России описал четыре модели реализации идеи ЦР. Одна из них не предполагает участия банков в системе: ЦБ открывает и ведет кошельки клиентов на своей платформе, а также осуществляет по ним расчеты. Согласно другим вариантам, коммерческие кредитные организации выступают посредниками. Например, регулятор открывает кошельки банкам, а те в свою очередь заводят их клиентам и осуществляют по ним расчеты.
Опубликованный ЦБ доклад о цифровом рубле можно однозначно назвать самым существенным концептуальным событием 2020 года, а его обсуждение – беспрецедентно широким. Такое мнение в разговоре с RSpectr высказал председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД), научный руководитель Центра технологий распределенных реестров СПбГУ Виктор Достов. «Появление цифрового рубля станет катализатором крупнейших перемен в российском финансовом секторе и экономике в целом. Соответственно, итоги дискуссии и принимаемое сейчас решение определит стратегические пути развития в этих сферах на многие годы вперед», – подчеркивает эксперт.
НОВЫЙ ФУНКЦИОНАЛ
Необходимость введения в России цифровой валюты обсуждалась на состоявшемся в конце прошлой недели Гайдаровском форуме.
По словам заместителя председателя Центрального банка РФ Алексея Заботкина, в конце 2020 года ЦБ получил ответ на свой документ от профессионального сообщества в виде множества докладов и предложений. К концу первого квартала 2021 года планируется опубликовать итоги обсуждения.
Алексей Заботкин, Банк России:
– Отрадно отметить, что в целом доклад был встречен с большим интересом. На самом деле мы получили достаточно широкий спектр критических замечаний, в первую очередь со стороны банковского сектора, но ни в одном из комментариев не было высказано мнение о том, что цифровой рубль не нужен.
Он добавил, что
участники рынка ждут от Центробанка создания надежной и устойчивой к киберрискам системы цифрового рубля
А.Заботкин полагает, что одной из важных и сложных частей данного проекта будет внедрение технологии офлайн-расчетов. «Пока нет детального понимания ее реализации. Мы надеемся, что в каком-то виде на базе цифрового рубля этот функционал можно будет сделать. Но это самая амбициозная часть данного проекта», – признал эксперт.
А.Заботкин отметил, что кредитные организации выразили опасения в отношении рисков перераспределения ликвидности в финансовом секторе и влияния на денежно-кредитные условия. Учитывая это, внедрение цифрового рубля будет происходить постепенно, чтобы банковская система имела возможность адаптироваться, пообещал зампред ЦБ.
Эксперт подчеркнул, что
ЦР не является заменой наличным и безналичным деньгам, а станет дополнительной формой национальной валюты, которая и должна объединить свойства двух уже имеющихся
Он пояснил, что ЦР будет отдельным токеном (цифровой единицей), как и купюра с индивидуальным номером. При этом он будет храниться в кошельке на балансе ЦБ, который возьмет на себя все обязательства вместо коммерческих банков. От безналичных денег цифровой рубль унаследует возможность дистанционных оперативных расчетов, используя уже имеющуюся инфраструктуру.
А.Заботкин добавил, что ЦР также поможет контролировать целевое использование средств.
Алексей Заботкин, Банк России:
– Данная форма денег позволит реализовать тот функционал, который невозможен в рамках двух существующих форм денег. В частности, в силу идентифицируемости отдельных цифровых рублей можно будет отстроить систему отслеживания платежей, которая позволит более точно и оперативно наблюдать целевое использование средств.
ШАГ ВПЕРЕД
В кулуарах Гайдаровского форума глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что
тестирование цифрового рубля может начаться в конце 2021 года
«Надо нам определиться концептуально с тем, как он будет выпускаться, обращаться. Потом это дело переводить в законодательное русло», – отметил депутат.
А.Аксаков сообщил, что по итогам доклада ЦБ уже была дискуссия в Госдуме и в ближайшее время планируется обсуждение со Сбербанком, у которого несколько иной подход, чем у регулятора. Там, в частности, полагают, что можно токенизировать безналичные рубли (сделать их цифровыми), которые находятся в кредитных организациях, и таким образом расширить использование ЦР, пояснил он.
Глава представительства Mastercard в России Алексей Малиновский рассказал, что новая форма денег является логичным шагом вперед.
Алексей Малиновский, Mastercard:
– Мы считаем, что это достаточно важное и интересное развитие – и технологическое, и концептуальное. И если говорить про компанию Mastercard, конечно же, мы не можем стоять в стороне от темы цифрового рубля. Здесь мы хотим работать с любыми возможными механизмами: переводы, платежи со счета на счет, из наличных в безналичные, из цифрового рубля при помощи традиционных карточных механизмов – как угодно. Это то, куда мы смотрим. Независимо от того, по каким рельсами идут деньги, мы готовы здесь предлагать самые простые, надежные, безопасные механизмы.
Что касается популярности идеи цифровой валюты в целом в мире, то, по данным Mastercard,
порядка 80% всех глобальных ЦБ активно проводят исследования в области цифровых валют, около 40% уже проводят эксперименты: Швеция, Канада, Сингапур и другие
По той же информации, около 10% центральных банков в ближайшие три года собираются выходить с пилотными проектами национальных валют в той или иной степени готовности.
РИСКИ БЕЗОПАСНОСТИ
В комментарии для RSpectr доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Аяз Алиев отметил, что внешнее давление, ограничения и угрозы введения санкций сильно воздействуют на стабильность финансовой системы страны. Возможность отключения от системы SWIFT, через которую проходит подавляющее большинство межбанковских трансграничных платежей в мире, ставит под угрозу развитие национальной экономики. Все это вынуждает развивать свои цифровые валюты, которые могли бы нивелировать внешние риски, что в перспективе позволит обойти санкции и повысить устойчивость финансовой системы страны. Эксперт считает, что ЦР выступит удобным инструментом для финансового контроля: повысится прозрачность движения денег внутри страны, снизит коррупцию и риски отмывания денег.
Под угрозой, по мнению А.Алиева, окажутся слабые игроки рынка, которые не смогут обеспечить высокую степень защиты. Это компании с несовершенной системой информбезопасности (ИБ), низкой квалификацией сотрудников в сфере ИБ и несоблюдением принципов безопасной разработки.
Официальный представитель биржи криптовалют Garantex Татьяна Максименко пояснила RSpectr, что
главные риски с точки зрения ИБ заключаются в неспособности системы противостоять атакам злоумышленников
Татьяна Максименко, Garantex:
– Речь идет не только о банальной краже ЦР с электронных кошельков, но в большей степени об атаках на каналы передачи цифровых рублей с целью незаметного вмешательства. Например, подменить 200 ЦР на 2000, самостоятельно эмитировать ЦР. Ведь, по сути, они просто кусок кода. Заменить метки на ЦР, предназначенных для расходов на определенные траты в рамках госконтрактов, взломать смарт-контракт – мошеннических вариантов обогащения в цифровом пространстве не меньше, а то и больше, чем с наличными деньгами.
Отдельно встает вопрос обеспечения безопасности электронных кошельков физлиц. Если они будут открыты не в коммерческих банках, то кто будет отвечать за сохранность средств, задает вопрос Т.Максименко. И готовы ли россияне к такой ответственности, учитывая в целом невысокий уровень информационной грамотности населения?
Виктор Достов, АЭД:
– Для пользователя мы вряд ли увидим существенные изменения. Сейчас ему доступна система быстрых платежей (СБП) и карта МИР от Центробанка. В перспективе он освоит цифровой рубль. Насколько это будет легко и полезно – мы не узнаем, пока не будет конкретных воплощений. Определенный интерес вызывает идея офлайн-платежей, но нужно увидеть пилот.
ЧЕГО ОПАСАЮТСЯ БАНКИ
В докладе ЦБ основной ажиотаж породило обсуждение не пользовательских моделей, а судьба коммерческих банков, отмечает В.Достов. Цифровые валюты почти неизбежно отнимают у банков часть функций, комиссий и ликвидности, что не может не сказаться кардинально на бизнесе в целом. Такая точка зрения была высказана Сбербанком и рядом других крупных игроков.
На прошлой неделе свои заключения, комментарии и замечания к докладу ЦБ направили две организации – Ассоциация российских банков (АРБ) и Ассоциация банков России (АБР).
Первая среди основных выводов отмечает, что внедрение расчетов ЦР не должно приводить к монополизации рынка платежных услуг в руках отдельных крупных игроков. Это крайне негативно скажется на состоянии национальной платежной системы в целом.
Ассоциация также указывает на то, что интеграция платформ цифровой валюты ЦБ с государственными и частными базами данных (например, бюро кредитных историй) позволит повысить контроль над поведением граждан и организаций, что является положительным результатом с точки зрения защиты государственных интересов. Но, с другой стороны, надо определить границы столь существенного сужения личного пространства граждан. Подобные трансформации социальной жизни государства вызывают ряд вопросов этического характера.
АБР же провела обсуждение доклада с банками, платежными системами и IT-компаниями.
Согласно его итогам,
возможные риски негативных последствий от внедрения цифрового рубля для деятельности кредитных организаций были оценены как высокие, особенно для небольших и региональных банков
В связи с этим ряд респондентов отмечает необходимость провести разностороннюю оценку возможных негативных эффектов.
Ассоциация также считает целесообразным продолжить обсуждение и более глубоко рассмотреть вопросы трансформации устоявшихся институтов и механизмов финансового рынка с учетом применения конкретных моделей реализации цифрового рубля.
В целом цифровая валюта – вещь естественная и неизбежная, подчеркивает В.Достов. «Хочется, чтобы она воплотилась с максимальной пользой для экономики и не навредила текущим игрокам, которым Россия обязана одной из самых современных платежных систем в мире», – заключает эксперт.
Изображения: RSpectr, Freepik.com
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Рубль может стать криптовалютой, но другой
Какие риски и перспективы видит бизнес при внедрении национальной цифровой денежной единицы