ИТ / Статьи
медиа технологии финансы цифровизация
29.10.2021

Цифровой сертификат на искусство

Рынок криптотокенов на право собственности творческих товаров оценивается в миллиарды долларов

Любой неосязаемый предмет искусства сегодня легко продать или выставить на аукцион. Для этого собственники стремятся подтвердить право владения оригиналом в цифровом мире, а заодно продать в digital-формате. Подлинность онлайн-раритета и авторство можно зафиксировать с помощью существующих в единственном экземпляре токенов NFT (Non Fungible Token). Технологию сегодня называют главным трендом в блокчейн-концепции. Использовать цифровую копию могут все желающие, но право собственности остается у владельца криптосертификата на товар. Экосистема NFT не только определяет принадлежность визуальных образов, но и увеличивает их ценность в мире искусства.


ОНЛАЙН-МАГАЗИН ТВОРЧЕСТВА

Аукционный дом Sotheby’s запустил собственный NFT-маркетплейс в октябре 2021 года. Первые торги по продаже цифровых картин, GIF-анимации и мемов прошли с 18 по 26 октября. На всеобщее обозрение были выставлены 53 лота произведений искусства из хранилищ 19 художников и коллекционеров.

Экосистема NFT сформировалась недавно, но уже объединила вокруг себя около десятка цифровых маркетплейсов.

1. OpenSea называют самой крупной площадкой в сфере криптоискусства.

2. SuperRare – старейший ресурс с четырехлетней историей, привлекший весной 2021 года максимальный объем инвестиций – 9 млн долларов. За последние три года более 1,4 тыс. художников продали на SuperRare токены на сумму свыше 90 млн долларов.

3. Платформа Nifty Gateway известна тем, что имеет большое количество партнерских соглашений с ведущими онлайн-художниками.

Самая крупная в истории сделка по продаже цифрового контента случилась в марте 2021 года. Художник Майк Винкельман, работающий под псевдонимом Beeple, за 69,3 млн долларов продал на аукционе Christie’s коллаж из 5 тыс. картин, которые он рисовал в течение 13 лет.

В марте произошло и другое знаковое событие на рынке NFT – компания Injective Protocol приобрела работу знаменитого стрит-арт-художника Banksy за 95 тыс. долларов и сожгла ее в прямом эфире.

Уничтожив оригинал в офлайне, авторы перформанса подчеркнули первостепенность оставшегося виртуального актива

Привязать к криптотокену можно любой цифровой объект:

  • в 2017-м любители виртуальных котов оформляли эксклюзивное право на изображения животных во вселенной CryptoKitties;
  • весной 2021-го рок-группа Kings of Leon в течение двух недель презентовала новый альбом When You See Yourself на маркетплейсе YellowHeart, закрепленный тремя токенами NFT;
  • в это же время на платформе Valuables за 2,9 млн долларов исполнительный директор технологической компании Bridge Oracle купил первый твит основателя социальной сети Twitter Джека Дорси.

Даже TikTok объявил в октябре этого года, что запускает коллекцию NFT с «культурно значимыми» короткими видео. Аукцион продлится до конца месяца. Недавно стало известно, что американский многонациональный медиаконгломерат ViacomCBS Inc., в который входит Paramount Pictures и другие телестудии, планирует выпустить NFT с использованием персонажей принадлежащих компании франшиз. А нынешним летом создатель интернета Тим Бернерс-Ли продал на Sotheby’s за 5,4 млн долларов исходный код Сети, написанный в период с октября 1990-го по август 1991 года.

Тот факт, что старейшие аукционные дома Christie’s и Sotheby’s ввели в оборот NFT, означает не только признание криптоискусства в мире элитарной публики, но и переход направления в сферу массовой культуры.

СПРАВКА

Как получить NFT и привязать к предмету искусства

Невзаимозаменяемый токен NFT можно бесплатно сгенерировать на маркетплейсе OpenSea либо получить через баллы на сайте ––агрегаторе криптоактивов Coingecko.com. Затем нужно перевести NFT в созданный криптокошелек MetaMask, который работает от известной цифровой технологии и валюты «Эфириум» (Ethereum). Токен имеет уникальный код, который фиксируется в децентрализованной блокчейн-системе. По сути, он является лицензионным сертификатом продукта.

Чтобы зафиксировать авторские права на виртуальный предмет искусства (картина, видео, аудио, мемы, гифки), нужно дать файлу название и описание, которые прикрепляются к токену NFT.

Если захочется продать предмет, то передача с уникальным NFT происходит в рамках смарт-контракта на базе Ethereum. Поскольку блокчейн-технология прозрачная, то местонахождение и принадлежность всегда легко отследить. При этом любой человек может скачать, скопировать ваш объект искусства и визуально им наслаждаться. Но токен NFT не будет дублироваться, оставшись на изображении собственника цифрового сертификата.


КРИПТОРЕНЕССАНС

Рынок невзаимозаменяемых токенов за прошлый год стал больше в четыре раза, а в 2021-м увеличился многократно.

Соучредитель блокчейн-платформы Verisart Роберт Нортон сообщил, что

NFT-отрасль, которую в 2020-м оценивали в несколько сотен миллионов долларов, превысила 2 млрд к концу первого квартала 2021 года

Рост NFT-рынка обусловлен популярностью цифровизации в целом, объяснил RSpectr управляющий партнер GMT Legal Андрей Тугарин. Использование криптоинструментов показывает, что ты продвинутый и в тренде, отмечает эксперт.

Андрей Тугарин, GMT Legal:

– Актуальное искусство гармонично сдружилось с цифрой и, в частности, с блокчейном. В России одним из первых на NFT обратил внимание Государственный Эрмитаж. Быть успешным – это тоже искусство, поэтому музей не мог пройти мимо токенизации.

Летом Эрмитаж выпустил лимитированную серию цифровых копий мировых шедевров из своей коллекции. NFT-работы были подписаны его директором Михаилом Пиотровским. Каждая картина была обеспечена двумя токенами, один выставлен на продажу на криптобирже Binance, другой остался в музее. Учреждение культуры получило за полотна порядка 32 млн рублей.

Оцифровкой коллекций Эрмитажа с 2017 года занимаются эксперты корпорации ЭЛАР. За время сотрудничества переведено в виртуальный формат уже более 70% экспонатов.

Директор по маркетингу ЭЛАР Артем Вартанян в разговоре с RSpectr отметил, что специалисты, создающие электронные копии предметов, должны обладать целым спектром знаний из разных областей.

Артем Вартанян, ЭЛАР:

– Самое простое для оцифровки – это картины, так как существуют специализированные комплексы высококачественного сканирования, которые после грамотного подбора цветовых шкал и калибровки оборудования работают почти в автоматическом режиме. Но помимо полотен, музеям нужно перевести в онлайн историческую одежду, нумизматику, оружие.

В Эрмитаже экспертам приходилось изобретать технологии оцифровки предметов интерьера – стен, люстр, перил, которые также являются музейными экспонатами. В проектах со сложными объектами специалисты должны работать со светом и специальным оборудованием таким образом, чтобы на электронной копии отразились все особенности рельефа, текстуры, мельчайшие дефекты и нюансы оригинала, добавил представитель ЭЛАР.

Эрмитаж не остановится на проведении одного аукциона.

В ноябре музей запустит тематическую NFT-площадку. К ее открытию будет выпущен NFT-токен «Черного квадрата» Казимира Малевича

Одна из главных технологических конференций страны «Цифровая индустрия промышленности России» (ЦИПР), прошедшая летом в Нижнем Новгороде, также уделила внимание NFT – провела первую тематическую офлайн-ярмарку Disartive Fair. На мероприятии было продано десять работ шести авторов, среди которых были известные дизайнеры Покрас Лампас и AES+F. Одним из покупателей стал продюсер Илья Попов – основатель ГК «Рики» («Смешарики», «Фиксики»). Проект не ограничился выставкой и предложил цифровым художникам размещать свои работы на сайте ресурса Disartive Fair. Там уже представлена большая коллекция виртуальных картин, есть экспертный разбор творческих идей, а также указан алгоритм – как купить или вступить в Клуб развития и поддержки частных коллекций современного искусства в NFT.


ПРАВА НА ЦИФРОВОЙ ФОРМАТ

Несмотря на прозрачность технологии, случаются инциденты по недобросовестному использованию арт-объектов. Так, летом лидер музыкальной группы Rammstein Тилль Линдеманн выпустил серию NFT-токенов с изображениями Эрмитажа. Музей обвинил певца в том, что тот продает криптоискусство нелегально, так как использование изображений предметов из собрания и интерьеров музея не было согласовано.

Новая технология по своей природе неспособна что-то защищать, отметил А.Тугарин. По его словам, в большинстве стран мира NFT, как и все криптовалюты, никак не определены в законодательстве. Они не являются объектом и гарантом гражданских прав – это не товар, не услуга, не работа и не объект интеллектуальной собственности. Это код, часть программы, просто токен, который имеет свою техническую уникальность в части невзаимозаменяемости и может быть передан через блокчейн-технологию, констатирует эксперт.

Андрей Тугарин, GMT Legal:

– Право авторства на изображение или музыкальное произведение возникает с момента его создания и обнародования. От того, что кто-то прикрепит NFT к тому или иному оцифрованному объекту, автором он стать не может. Им является лицо, внесшее творческий вклад в создание произведения. Эти правила применимы во всем мире, это заслуга Бернской конвенции от 1887 года.


ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ

Тем не менее NFT способна помочь российским музеям, поскольку коллекционеры платят огромные деньги за владение онлайн-оригиналами произведений искусства. Но галереи не смогут стать участниками новых форматов распродаж виртуального контента без оцифровки экспонатов.

Артем Вартанян, ЭЛАР:

Важно понимать, что уникальные предметы требуют особого режима хранения. И, как правило, они редко размещаются в музейных залах. Порой единственный вариант с ними познакомиться – увидеть высококачественную копию. Поэтому цифровые коллекции создаются для доступа широких слоев населения к шедеврам.

М.Пиотровский отмечал, что Эрмитаж не собирается решать с помощью токенов финансовые вопросы, а лишь планирует посмотреть, как будет воспринята философия NFT, развивающая эстетику обладания.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина хотят понаблюдать за NFT и пока называют его формой фандрайзинга (привлечения денег), а не областью искусства.

В Минкультуры понимают, что цифровизация требует вложений, и в прошлом году сообщили о планах создать платформу легальной продажи виртуальных изображений от музеев.

Энтузиасты в IT-сфере способны решить задачу государственного масштаба за считанное время. Так,

летом 2021 года геймеры из разных городов страны за 67 часов построили в популярной игре Minecraft онлайн-копию Дарвиновского музея

В работе с музейным фондом применяется особый подход и четко определен круг задач, в рамках которых выполняется оцифровка, говорит А.Вартанян. Прежде всего, это вопросы автоматизации учета, где главным драйвером является закон, согласно которому до конца 2025 года все сведения об экспонатах и коллекциях должны быть внесены в единый государственный каталог. Для формирования электронных баз данных, содержащих информацию о музейных предметах, как раз и выполняется оцифровка каталогов, книг и т.д.

Артем Вартанян, ЭЛАР:

– Другая задача – фотофиксация (ФФ) предметов при их экспонировании за пределами музея для оценки подлинности и точной идентификации при возвращении. Главная цель съемки – запечатлеть текущее состояние раритета до его передачи третьим лицам. Поэтому здесь стоит говорить о технической фотографии, выполняющейся по определенным правилам: конкретный набор ракурсов, специальные измерительные шкалы в кадре, фиксация всех артефактов, повреждений и прочих нюансов экспоната.

Государственный каталог музейного фонда создается с 2016 года, ресурс содержит более 25 млн предметов с описанием и изображением и доступен для просмотра всем ценителям искусства.

Изображение: RSpectr, AdobeStock, Pixabay

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Виртуальный металл идет на биржу
Как промышленники привлекают финансирование через выпуск токенов

Еще по теме

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов