ИТ / Статьи
7.12.2021

Намайнить признание

Почему добыча виртуальных валют нуждается в регулировании

Отсутствие четких правил вынуждает большинство отечественных криптостарателей работать в серой зоне. Им сложно проводить обычные бизнес-операции: расчет налогообложения, учет доходов и расходов и т.д. Также у них ограничены возможности получения кредитов, осложнено взаимодействие с контрагентами. О том, кто выиграет от легализации деятельности майнеров и стоит ли им связываться с государством, – в материале RSpectr.


КЛОНДАЙК ЛИХОРАДИТ

Частные лица, занятые добычей цифровых валют, необходимо признать в качестве предпринимателей, заявил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. В таком статусе они должны оплачивать электричество по более высоким, чем для населения, тарифам, сказал И.Кобзев. Для промышленного майнинга власти готовы предоставить специальные площадки.

На территории Приангарья находятся гигантские гидроэлектростанции, поэтому энергосистема региона является одной из крупнейших в России. В расчете на одного жителя этого субъекта РФ производится в три раза больше электроэнергии, чем в среднем по стране, отмечается в Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года.

Благодаря этому тарифы в регионе традиционно самые низкие, например, во втором полугодии 2021 года за один киловатт-час горожане платят 1,23 рубля, жители сел – 0,861 рубля. Именно это привлекает производителей цифровых активов в Иркутскую область, которую называют российским «майнерским Клондайком».

Но оборотной стороной этого процесса стал взрывной – на 159% – рост потребления электричества в первом полугодии 2021 года из-за криптостарателей, которые закупают его по тарифам для населения, сообщили RSpectr в управлении пресс-службы и информации губернатора и правительства Приангарья. Ситуация усугубляется введенным в Китае запретом на выработку цифровых валют и перебазированием значительной части освободившегося оборудования из этой страны в Россию. Власти сетуют, что

стремительное развитие майнингового энергопотребления стало для Иркутской области непредсказуемым событием. Оно усугубляет проблему перекрестного субсидирования и требует сдерживания

Инициатива госорганов понятна – легализация привлечет новых игроков рынка, что будет способствовать экономическому развитию территории, а также увеличит налоговые сборы, пояснил RSpectr управляющий партнер GMT Legal Андрей Тугарин.


БИЗНЕС ЕСТЬ, РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕТ

С 1 января 2021 года в России действует закон «О цифровых финансовых активах», легализующий криптовалюту, но в нем отсутствует понятие майнинга. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, не имеют правового статуса. Но в настоящее время добыча электронной валюты де-факто стала полноценным видом бизнеса с амортизацией оборудования, сокращением издержек и прочими инструментами предпринимательской деятельности, отметил в беседе с RSpectr адвокат по криптоактивам компании Trusty Consulting Георгий Рахаев.

Серая зона для производителей виртуальных валют возникает из-за:

  • правовой неопределенности в сфере налогов;
  • отсутствия понятных правил бухгалтерского учета оборота виртуальных валют;
  • высоких энерготарифов для предпринимателей;
  • рисков произвольного толкования правил на местах;
  • непредсказуемости нормативного регулирования.

Без решения перечисленных проблем этот рынок вряд ли сможет стать привлекательным для крупных инвестиций, подчеркивает Г.Рахаев. По его словам,

бизнес рассматривает налоги как некую плату за стабильность и возможность нормально функционировать в выбранной юрисдикции

Иначе у криптостарателей не будет особого интереса выходить из серой зоны, а единственным заинтересованным участником этого процесса останется само государство.

Георгий Рахаев, Trusty Consulting:

– Непоследовательная политика властей по отношению к цифровым активам и непредсказуемость будущего регулирования не способствуют переходу криптостарателей в легальное поле.

Добыча цифровых валют не находится в серой зоне, уточняет руководитель юридического отдела компании EMCD Андрей Силантьев. Это новый вид бизнеса, который еще не введен в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), пояснил он RSpectr.

Андрей Силантьев, EMCD:

– Майнинг в России не запрещен. Если мы покупаем оборудование на физическое или юридическое лицо, легально подключаемся к сетям, никаких проблем возникнуть не должно.

По мнению Г.Рахаева, производство криптоактивов по категории деятельности близко к автоматическому конвейеру или станку с числовым программным управлением (ЧПУ) – также выполняется работа с минимальным участием человека, создается товар для дальнейшей реализации, а соответствующее оборудование подвержено амортизации или устареванию. При подобных параллелях вопрос налогообложения или отчетности становится уже более понятным, отмечает он.


ЗАПЛАТИ НАЛОГИ И МАЙНИ СПОКОЙНО

После долгих колебаний российские власти все же склоняются к тому, чтобы признать майнинг предпринимательской деятельностью. В Минэкономразвития считают, что таким образом

государство сможет получить свою выгоду в виде налогов и люди легализуют свои доходы

Пожалуй, единственным последовательным противником такого признания остался Центробанк, называющий криптовалюты спекулятивными «денежными суррогатами».

В целом принципы налогообложения этой отрасли в разных странах существенно различаются, и пока еще очень рано говорить о каком-то понятном международном опыте, который следует перенимать, пояснил RSpectr менеджер по ликвидности компании EMCD Денис Смирнов.

При этом основная масса государственных инициатив в этой области посвящена борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма, сообщил RSpectr партнер NOA Circle Эдуард Давыдов.

А.Тугарин приводит пример США и Сингапура, где соответствующая деятельность легализована, а регулирующие органы имеют четкие правила. В Соединенных Штатах налоговые ставки в отношении криптоиндустрии являются одними из самых высоких в мире. «Они могут доходить до 39,6% от полученного дохода и зависят от размера дохода и семейного положения налогоплательщика», – отмечает А.Тугарин. Несмотря на это, благодаря регулированию, а также стабильности и прозрачности правового положения добытчика, США занимают первое место в мире по объему вычислительных мощностей, используемых для выработки биткоина, подчеркивает эксперт.

В Сингапуре налоговая ставка на добычу цифровых валют доходит до 20 процентов. В этой стране, если майнер осуществляет свою деятельность без цели получения прибыли (как хобби) или в качестве долгосрочных инвестиций, доход налогом не облагается, обращает внимание А.Тугарин.

До недавнего времени первое место по количеству добываемой криптовалюты занимал Китай, что не помешало властям страны ввести полный запрет на этот бизнес, обратил внимание А.Силантьев. По его мнению,

для России прежде всего интересен тот мировой опыт, который устанавливал бы определенную норму электропотребления для майнеров

Это могло бы быть ограничение количества устройств для выработки цифровых валют, которые можно разместить на определенной территории, полагает он.

За счет введения специальных энерготарифов можно получить массу плюсов, считает член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения (МО) Ассоциации юристов РФ Юрий Брисов.

Юрий Брисов, МО Ассоциации юристов России:

– Предоставление в регионах с избыточным производством электричества возможностей для развития майнинга позволило бы получить инфраструктурные инвестиции, увеличить доход в казну, а также получить новые рабочие места.

Принятие профильного законодательства с понятными правилами привлечет вложения в отрасль, поскольку крупный бизнес всегда на виду у государства, и как раз по этой причине работает в легальном поле, подчеркивает Э.Давыдов. При адекватном регулировании Россия имеет все шансы стать флагманом в добыче криптовалют, учитывая дешевизну электроэнергии, а также умеренный климат, благодаря которому существенно снижаются расходы на охлаждение оборудования, обращает внимание Д.Смирнов.

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Биткоин раздора
Каким может быть регулирование криптоиндустрии

Еще по теме

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов