Ай-Пи, голос!
Как регулируют интернет-телефонию в других странах
Согласно данным IHS Technology, в 2015 году объем глобального рынка Voice over IP (VoIP – передача голоса через интернет) достиг 73 млрд долларов. Многие аналитики уверены, что, несмотря на недочеты, этот сервис вытеснит привычные услуги телефонных сетей общего пользования. Главным минусом технологии считают привязку к интернету, что ведет к сбоям и обрывам соединения. Но VoIP-провайдеры уже разработали системы, которые функционируют даже при отсутствии доступа к Сети (например, сервис Jajah.Direct). Развитие технологии сопряжено с необходимостью внимательного регулирования этой среды. В большинстве стран VoIP-сервисы уже приравняли к традиционным услугам связи, но есть и государства, где они под запретом.
Хрупко, но бесплатно
Резкое снижение использования инфраструктуры старых телефонных сетей (POTS – Plain Old Telephone Service) за последние десять лет связано с развитием VoIP, считает старший вице-президент оператора AT&T Боб Куинн. Аналитик Nemertes Research Group Карен Кервин полагает, что переход на технологию передачи голоса через интернет в первую очередь произойдет в бизнес-среде.
К преимуществам VoIP обычно относят:
- бесплатные звонки VoIP-to-VoIP;
- возможность подключения дополнительных услуг (например, групповая видеосвязь);
- мультиплатформенность (смартфон, планшет, ноутбук, смартчасы и т. д.).
У IP-телефонии есть и минусы:
- могут проявляться «родовые» недостатки механизма передачи пакетов данных (увеличенное время обработки данных, задержки и т. д.);
- качество звука ощутимо ниже, чем в традиционных аналоговых сетях;
- интернет – более «хрупкая» и требовательная технология передачи данных, поэтому возможны сбои и обрывы;
- высокая возможность перехвата звонков.
Назвался оператором – плати
Федеральная комиссия по связи США (FCC) регулирует IP-телефонию по следующим направлениям:
- экстренные службы;
- право переноса телефонного номера;
- запись разговоров;
- уплата налогов в Фонд универсального обслуживания;
- общедоступность.
FCC требует от VoIP-провайдеров, которые используют сети общего доступа, соблюдать расширенные обязательства относительно обращений за экстренной помощью. Пользователю гарантируется возможность позвонить по телефону 911. При этом его номер и адрес определятся системами экстренной службы. Кроме того, провайдеры обязаны уведомить клиентов обо всех ограничениях интернет-телефонии.
Пользователи VoIP-сервисов имеют те же права, что и абоненты традиционных телеком-компаний. Этот факт в США признали не сразу. К примеру, услуга сохранения телефонного номера (Local Number Portability – LNP) при переходе к другому оператору поначалу не была доступна для IP-телефонии.
VoIP-провайдеры признаны полноценными участниками рынка телеком-услуг. Но этот статус имеет и обременения. FCC ввел ограничения на хранение VoIP-операторами информации о клиентах и требует не раскрывать эти данные. Кроме того, компании обязаны вносить свой вклад в Фонд универсального обслуживания (в России существует аналогичная структура). Субсидии помогают обеспечивать связью малоимущие слои населения, а также удаленные районы, школы и библиотеки.
Общедоступность IP-телефонии подразумевает возможность пользоваться ее услугами лицам с различными нарушениями здоровья. Соблюдать соответствующие нормы должны и операторы, и производители оборудования.
Особое внимание VoIP уделяется органами национальной безопасности. Отследить злоумышленников, использующих интернет-телефонию, весьма проблематично, что вынуждает регулятора искать новые способы контроля этой среды.
«Союзная» унификация
В большинстве стран Евросоюза (Австрия, Дания, Финляндия, Франция, Португалия, Швеция) не делают различия между VoIP и традиционными операторами связи. Решающий фактор, как правило, – это бесплатный и безоговорочный доступ к экстренным номерам. В Швейцарии (чей опыт регулирования рынка признан Международным союзом электросвязи эталонным), Норвегии и Великобритании решение принимается для каждого сервиса отдельно. А в Голландии и Испании VoIP-компании не рассматриваются регулятором как операторы связи.
Контроль за сервисами интернет-телефонии каждая страна ЕС осуществляет самостоятельно. Регуляторы 28 государств следят за качеством услуг связи, соблюдением антимонопольного законодательства и предоставлением доступа к экстренным службам. Но к 2020 году система контроля может стать единой для всего Евросоюза после реализации проекта Digital Single Market, который унифицирует подходы к управлению телекоммуникационной отраслью.
ЕС всерьез озабочен созданием системы кибербезопасности. В конце прошлого года Европарламент ратифицировал «Общие положения о защите данных» (GDPR) [1]. Документ вступает в силу в 2018 году. К этому моменту все организации обязаны привести защиту данных граждан в соответствие с этими правилами.
В январе 2017 года Еврокомиссия официально заявила, что нормы GDPR будут распространяться не только на традиционных операторов, но и на VoIP. Главным требованием является защита пользовательских данных. Операторы обязаны гарантировать конфиденциальность общения своих клиентов и запрашивать их согласие, перед тем как использовать информацию о них для предоставления рекламы. Все соединения должны иметь установленные законом степени защиты. Об утечке данных необходимо сообщить в компетентные органы в течение трех дней после инцидента. Вопрос оперативной передачи информации спецслужбам по запросу пока обсуждается.
О планах по контролю VoIP-сервисов в Евросоюзе издание Financial Times сообщало в августе 2016 года. Американские СМИ тогда крайне негативно отреагировали на эти намерения, посчитав их планами ЕС в некоторой степени контролировать компании из США.
Согласно новому законопроекту, телеком-игроки смогут использовать некоторые данные клиентов (например, длительность разговоров и их местоположение), чтобы предоставлять пользователям дополнительные сервисы.
Мировое соглашение
В Италии некоторые операторы сознательно ограничивают использование приложений для интернет-телефонии. Обычно контроль ведется с помощью анализа типа трафика (traffic shaping), проходящего через сеть.
В июне 2016 года телекоммуникационный регулятор Италии (AGCOM) провел расследование ситуации на рынке услуг связи, которое выявило усиливающийся конфликт между OTT и традиционными операторами. Ведомство выпустило доклад, где предписывает сторонам договариваться о прохождении трафика на «справедливых, соразмерных и недискриминационных условиях». Это подразумевает под собой плату за использование инфраструктуры. Для компенсации AGCOM предлагает OTT-сервисам взимать с клиентов деньги за дополнительные услуги.
Регулятор отдает себе отчет в том, что VoIP-приложения не являются полностью бесплатными – они зарабатывают на сборе и продаже обезличенной информации о клиенте.
Доклад предусматривает разработку ведомством дополнительных норм, которые установят единые правила игры на итальянском телеком-рынке. Предполагается, что приложения для голосовых и видеовызовов должны зарегистрироваться в госорганах. Это стимулирует VoIP-игроков запустить службу поддержки на итальянском языке, обеспечить бесплатную и бесперебойную связь с экстренными номерами, а также соблюсти местное законодательство в области конфиденциальности персональных данных пользователей.
Экстренная метка
Как и во многих других государствах, власти Великобритании обязали VoIP-операторов обеспечивать звонки в экстренные службы. Это касается только провайдеров, предоставляющих услуги в сетях общего доступа. Также операторы должны размещать на оборудовании наклейки или экранные метки, информирующие о наличии или отсутствии возможности позвонить в экстренные службы. Есть и другие требования регулятора. VoIP-провайдеры обеспечивают услугу переносимости телефонного номера, международных звонков и защищают абонентов от спама.
В своей работе британский телеком-регулятор Ofcom стремится:
создать среду, в которой разработка и внедрение новых технологий поможет потребителям пользоваться широким и инновационным спектром услуг;
достичь высокого уровня информированности граждан в отношении используемых услуг и обеспечить защиту от злоумышленников;
не допустить искажения рыночного равновесия чрезмерным регулированием сферы.
Позвонил – в тюрьму
Во многих арабских и африканских странах передача голоса по IP является противозаконной. Такие правила действуют, к примеру, в Саудовской Аравии, Пакистане, Иордании, Египте, Омане, Йемене, Алжире и Кувейте.
Национальное Агентство по регулированию электросвязи (ANRT) Марокко обязало в 2004 году операторов связи заблокировать VoIP-приложения WhatsApp, Viber, Skype, Tango. Согласно закону 2004 года, за их использование через сети мобильных операторов полагается наказание в виде штрафа и заключения от 1 месяца до 1 года. Аналоги работают без нареканий, но провайдеры обязаны ежегодно оплачивать специальную лицензию на этот вид телефонии. В 2016 году ситуация не изменилась, хотя король Марокко высказал пожелание отменить ограничения.
В Объединенных Арабских Эмиратах запрет на VoIP-сервисы действовал 13 лет, с 2003 по 2016 год. Только два основных оператора связи (Du и Etisalat) могли пользоваться этим протоколом. Закон был направлен в первую очередь против Skype, который ущемлял бизнес-интересы «большой двойки». Позже правила распространились на WhatsApp, Facebook Messenger и SnapChat.
Под действие закона попадали не только граждане ОАЭ, но и туристы. Нарушителям грозил штраф до 500 тыс. долларов и уголовное преследование за повторное преступление. В апреле 2016 года президент ОАЭ снял ограничения после протестов со стороны компании Microsoft. Ее представители указали на то, что ограничения плохо отражаются на инвестиционной привлекательности страны.
В Эфиопии с 2012 года действует запрет на использование VoIP. Любой нарушитель несет наказание в виде тюремного заключения на срок до 15 лет. Правительство страны объясняет это решение двумя причинами. Первая – национальная безопасность. Второй аргумент – это протесты монопольного оператора связи EthioTelecom, который теряет доход из-за развития альтернативных коммуникаций.
Регуляторы во всем мире постепенно осознают необходимость контроля над сервисами интернет-телефонии. Чаще всего их приравнивают к традиционным операторам, чтобы VoIP-провайдеры играли по понятным правилам. Главные требования ведомств – это корректный сбор и обработка пользовательских данных, сохранение конфиденциальности информации, а также доступ к экстренным службам.
[1] Подробнее о GDPR читайте в статье «Право на privacy», РС № 12, 2016.