Дроны на низком старте
Как взлететь отечественному рынку непилотируемой авиации
Российский сегмент беспилотных воздушных судов (БВС) пока невелик: занимает около 2% от мирового и в 2021 году составит порядка 13 млрд рублей. Массовая коммерческая эксплуатация БВС в стране предположительно начнется после 2025 года, когда будет накоплен опыт соответствующих «цифровых песочниц» и «проектов-маяков», считают эксперты. Так сможет быть достигнута цель утвержденной правительством 30 ноября Стратегии развития транспортной отрасли до 2035 года. До половины всех грузов к этому времени должны перемещаться с использованием беспилотных технологий.
«ПЕСОЧНИЦЫ» И «МАЯКИ»
Девятого декабря Минтранс окончательно согласовал эксперимент «Почты России» по доставке корреспонденции дронами в четырех регионах: на Чукотке, Камчатке, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Об этом на AeroNext 2021 сообщил заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов.
На этих территориях в 64 населенных пунктах планируется открыть 48 маршрутов для авиаперевозок и увеличить скорость доставки в 1,8 раза. Такие показатели предусматривает цифровая «песочница» с экспериментальным правовым режимом (ЭПР), уточнил руководитель департамента управления транспортом АО «Почта России» Георгий Баутин.
В конце ноября дрон «Почты России» осуществил пробную доставку посылки в Ямало-Ненецком АО. Полет беспилотного вертолета «Аэромакс» SH-350 был совершен по маршруту Салехард – Аксарка и обратно. Это воздушное судно способно перевозить до 100 кг груза на расстояние до 150 км со скоростью до 90 километров в час.
Второй ЭПР под названием «Тайга» для апробации технологий и с последующим формированием правового поля в индустрии БВС три года назад разработали в Томской области. «Песочница» по масштабному запуску сервисов – доставки грузов массой до полутора тонн, аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ – находится на стадии ведомственных согласований.
Федеральный закон об ЭПР действует в России с начала 2021 года, но пока участники проектов не прошли все установленные документом процедуры и экспертизы
В 2021 году БВС получили еще один источник инвестиций. Фонд содействия инновациям объявил о поддержке стратегических инициатив социально-экономического развития, известных как «проекты-маяки». Один из пяти относится к сфере применения воздушных судов – это «Беспилотная аэродоставка грузов» (БАГ). В числе участников проекта – «Газпром», «Транснефть», МЧС России, Сбербанк, «Почта России». Этапы и цели данного «маяка» и «песочницы» для национального почтового оператора, в частности, во многом дублируются.
На развитие БАГ в 2021–2024 годах будет выделено 3,4 млрд рублей из фонда национального благосостояния и 300 млн рублей из федерального бюджета. Это следует из приложения к поручениям премьер-министра РФ Михаила Мишустина от 21 июля 2021 года.
Как стало известно на AeroNext 2021, ожидается подготовка других программ ЭПР. Инициативы по разработке и тестированию беспилотных технологий выдвинули в Иннополисе, фонде Сколково, госкорпорации «Росатом», в оргкомитете конкурса Up Great «Аэрологистика».
По словам замдиректора департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Алексея Минаева, регулятор готов работать с заявками, но не считает целью большое число экспериментов. «По каждому параметру не стоит создавать ЭПР», – отметил эксперт.
БАРЬЕРЫ И РОЛЬ РЕГИОНОВ
«Почта России» при реализации проектов с применением БВС создаст слишком маленький заказ для отрасли, ведь запуск даже 200 беспилотников сложно назвать рынком, считает советник по инновациям АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Дмитрий Титов. Эксперт напомнил, что пока этот сегмент отечественной экономики аккумулирует всего около 10 млрд рублей, а по итогам 2021-го предположительно составит 13 млрд рублей.
Российский рынок БВС занимает 2% от мирового, уточнил первый заместитель генерального директора компании FlyDrone Александр Каниовский. Тем не менее он отметил, что
отечественная отрасль может вырасти до 737 млрд рублей (≈10 млрд долларов) к 2025 году, а глобальный рынок беспилотников к этому времени достигнет 64 млрд долларов
Представитель FlyDrone объяснил, из-за каких многочисленных проблем БВС в России мало летают.
Александр Каниовский, FlyDrone:
– Барьеры связаны как с техническими аспектами – отсутствием инфраструктуры, небольшим весом полезной нагрузки БВС, так и с административными – сложным согласованием полетов и контролем отснятых материалов, отсутствием единого цифрового «окна». Мешают и недоработки в нормативно-правовой сфере, а именно длительное получение лицензий, отсутствие госпрограмм обучения пилотов.
В Московской области в марте 2021 года в первых пяти городских округах запустили упрощенный порядок по выдаче разрешений на полеты беспилотников. Однако, по информации на середину ноября, данным сервисом через портал госуслуг воспользовались лишь около 30 человек.
Сегодня легкие беспилотники есть у всех, даже у школьников, и чтобы не заставлять потребителей уходить в тень, БВС нужна добровольная сертификация, отметил генеральный директор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев. Пока отрасль встречает отпор Росавиации в этом вопросе. Эксперт подчеркнул, что идея регулятора направлять всех участников рынка в специализированные учебные центры (УЦ) также не вполне оправданна, поскольку у многих компаний есть собственные компетенции в подготовке кадров. Налицо и отсутствие в индустрии согласованной концепции совместных действий БВС и пилотируемой авиации, сказал эксперт.
Глеб Бабинцев, «АЭРОНЕКСТ»:
– Неинтегрированность в общем воздушном пространстве сдерживает отрасль, это стратегический вопрос. Можно сколько угодно проверять технологии, но пока мы летаем в сегрегированном пространстве, будет только разрешительный режим и ограниченная территория. Это не даст возможности перейти от локальных действий и работ к масштабному рынку.
Технологические барьеры пока не позволяют регулятору издать нормативно-правовые акты по одновременному использованию БВС разного класса и обеспечению безопасности воздушного пространства, отметил начальник отдела промышленного развития департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Антон Никифоров.
Он подчеркнул, что профильные международные организации придерживаются равного отношения к пилотируемому и автономному транспорту и не дают приоритетов какому-либо направлению. По словам эксперта, после официального внедрения ЭПР в России многое зависит от самих экспериментальных площадок. В частности, то, как быстро регионы смогут апробировать и подтвердить ту или иную беспилотную технологию, обеспечивающую безопасность. Потом хозяйствующие субъекты сами будут решать, какие воздушные суда им выгоднее. Задача министерства – обеспечить равные условия и организацию интеграции, считает А.Никифоров.
Дмитрий Тер-Степанов, АНО «Цифровая экономика»:
– Вероятно, что с 2022 по 2024 год пройдут эксперименты в рамках ЭПР, и в 2025-м изменится регуляторика. И только потом начнется массовая коммерческая эксплуатация БВС, которая приведет рынок к запланированному показателю в 50 процентов. Эта цифра заложена в Стратегии развития отрасли до 2035 года.
Серьезным препятствием для развития рынка БВС является зависимость от импорта по ключевым компонентам для создания дронов, отмечал на «АВТОНЕТ 2021» президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко. Эксперт предлагал:
- ввести в России роль технологического брокера, который бы обеспечивал поиск и интеграцию отечественных разработок;
- сформировать требования к критическим компонентам со стороны российских разработчиков дронов.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
Существенную долю рынка БВС в 20% сейчас занимают работы, связанные с мониторингом инфраструктуры и аэрофотосъемкой, отметил А.Каниовский. Две трети контрактов портала госзакупок в текущем году связаны с полетами на большие площади, уточнил эксперт.
Такой запрос существует в лесном хозяйстве, треть которого фактически недоступна для работ мобильных пожарных команд и полевых экспедиций. Об этом сообщил заведующий отделом пирологии и охраны лесов от пожаров ВНИИ лесоводства и лесной механизации Николай Коршунов.
По словам эксперта,
годовая нормативная потребность авиационных работ в лесах страны – 80-100 тыс. летных часов, их фактический объем составляет сегодня 40-45 тыс.
Для этих целей необходимы как минимум 400 воздушных судов, а в 2020 году в лесной отрасли эксплуатировалось порядка 200 беспилотных комплексов. Потребность в легких портативных БВС оценивается на уровне не менее 3,5 тыс. устройств.
Николай Коршунов, ВНИИ лесоводства и лесной механизации:
– Земли лесного фонда составляют 1,2 млрд гектаров. Ежегодно там возникает до 30 тыс. пожаров на территории 3-10 млн гектаров, деревья гибнут от вредителей и болезней. Без авиации защита, охрана и точный учет ресурсов невозможны.
Эксперт отметил, что применение систем космического мониторинга при наблюдении за лесами дает общее понимание ситуации, но не позволяет получить оперативную информацию с необходимыми параметрами точности.
Эксперты AeroNext 2021 также отметили, что объем применения БВС в сельском хозяйстве страны составляет не более 10% от потенциальной потребности, а значит, рынку есть куда расти.
Использование дронов решает многие проблемы в отрасли. Например, точечная обработка растений. Руководитель отдела автоматизированных систем управления агрокорпорации «БИО-ТОН» Сергей Коновалов, сообщил, что с помощью БВС холдинг анализирует в год более 1 млн гектаров земель, рассматриваемых к приобретению. По его словам, нет сомнений, что дроны постепенно заменят человека в этой задаче.
Эксперт по эксплуатации технических средств и оборудования агрохолдинга «СТЕПЬ» Павел Нефедов рассказал об опыте применения беспилотных комплексов для регулярного мониторинга земель и инвентаризации. Он пояснил, что преимущества БВС очевидны для агрохолдинга даже на этапе закупки: в среднем самоходный опрыскиватель стоит 24 млн, тогда как беспилотник – 1,4 млн рублей.
Технический директор Центра робототехники Сбера Алексей Гонноченко отметил, что аэрологистика является одним из драйверов взрывного роста интернет-торговли. Эксперт рассказал, как будет развиваться рынок.
Алексей Гонноченко, Сбер:
– Первые коммерческие доставки курьерских заказов на БВС будут происходить не внутри городов, а скорее в агломерациях между оптовыми складами, терминалами на территории коттеджных поселков и, возможно, на крыши крупных деловых центров.
Полтора месяца назад тестировать дроны для доставки заказов начал Wildberries. Дальность полета БВС достигает 300 км, максимальная полезная нагрузка может составлять около 200 килограммов. Испытания начались в Московской области, продолжатся в Татарстане, а позже масштабируются на труднодоступные территории.
Изображение: RSpectr, Freepik.com
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Цифра в небе
Отрасль ждет правила интеграции пилотируемых и автономных транспортных средств