Экстремистские сайты заблокируют без суда
С 1 февраля в России начинает действовать новый, внесудебный, порядок ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию с призывами к массовым беспорядкам, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, а также к участию в незаконных массовых мероприятиях, в экстремистской и террористической деятельности.
Согласно принятым в конце 2013 года поправкам в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Генеральный прокурор РФ и его заместители наделены правом принимать решения об ограничении доступа к данному противоправному контенту. Следить за исполнением решений руководства Генпрокуратуры будет Роскомнадзор.
После получения соответствующего обращения из Генпрокуратуры Федеральная служба направляет операторам связи требование об ограничении доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем информации. Также он определяет провайдера хостинга и уведомляет его о необходимости удалить эту информацию. В свою очередь, оператор, получив уведомление от уполномоченного органа, обязан незамедлительно осуществить блокировку и уведомить владельца сайта об обязанности удалить незаконную информацию или принять меры по ограничению доступа к ней.
Как предполагается, сайт с информацией экстремистского содержания будет заблокирован в течение часа после получения Роскомнадзором обращения Генпрокуратуры. Сайт будет разблокирован после удаления противоправной информации.
Авторы законодательной инициативы депутаты Госдумы от трех фракций Андрей Луговой (ЛДПР), Сергей Чиндяскин («Единая Россия»), Николай Иванов и Сергей Гаврилов (КПРФ) уверены, что таким образом создается реально работающий механизм защиты общества от противоправной информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях и призывающей к массовым беспорядкам, осуществлению экстремисткой или террористической деятельности, сеющей религиозную или национальную рознь. «Безусловным элементом защиты прав и свобод граждан выступает субъект реагирования на распространение противоправной информации, им может быть только Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители, что исключает возможные злоупотребления при использовании нормы», — говорится в пояснительной записке к документу.
Парламентарии также полагают, что необходимость принятия закона связана в первую очередь с содержанием, формой и динамикой информации, распространяемой в интернете. В заключении комитета Госдумы по делам национальностей отмечается: «Указанная информация оказывает заметное влияние на психологическое состояние людей, формирует в обществе массовое сознание, а потому способна нести огромный вред, осуществляя призывы к массовым беспорядкам, распространяя идеи экстремизма и межнациональной розни».
Там же приводятся данные ежегодного анализа следственной и судебной практики по уголовным делам экстремистской направленности, проводимого Генеральной прокуратурой. Констатировано, что за последние девять лет в России произошел значительный рост числа данных преступлений (в 2004 г. – 130, в 2012 г. – 696, в первом полугодии 2013 г. – 468). В связи с этим, считают в Госдуме, требуется повышенное внимание к своевременному предупреждению таких преступлений, в том числе с помощью анализа и контроля потенциально опасной информации, распространяемой через информационно-телекоммуникационные сети.
Сам Генпрокурор России Юрий Чайка неоднократно отмечал усиление тенденции использования интернета для «радикализации» населения, а также для подготовки и проведения массовых протестных акций. Между тем, по его мнению, борьба с экстремизмом должна вестись не только в реальном мире, но также и в онлайн-среде. «Тревогу вызывает рост экстремистских преступлений. Слабый характер носит превентивная работа правоохранительных ведомств, органов госвласти и местного самоуправления по ограничению доступа к экстремистским материалам посредством сети Интернет», — говорил, в частности, Юрий Чайка летом 2012 года. А его заместитель Юрий Пономарев на одном из совещаний указывал правоохранительным органам на «недостаточность принятия мер по своевременному выявлению фактов распространения экстремистских материалов, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений».
Правительства большинства ведущих государств принимают меры по фильтрации интернет-контента в целях борьбы с терроризмом (экстремизмом, нацизмом), что говорит о том, что стремление российских законодателей защитить отечественных пользователей интернета от противоправных посягательств укладывается в рамки мировых тенденций.
В Европе интернет регулируется как общими для Евросоюза законами, так и законодательством отдельной страны-участницы ЕС.
Многие поисковые системы в Германии, включая Google, Lycos Europe, MSN Deutschland, AOL Deutschland, Yahoo!, присоединились к соглашению «Добровольный самоконтроль для мультимедийных сервис-провайдеров» («Voluntary Self-Control for Multimedia Service Providers»). Эти организации фильтруют web-сайты на основе списка, который генерируется Германским федеральным департаментом по медиаресурсам, вредным для молодежи (Germany’s Federal Department for Media Harmful to Young Persons).
На правительственном уровне во Франции идет внедрение централизованных фильтров, которые закрыли бы доступ школьникам к сайтам расистской, антисемитской и неофашистской направленности. Кроме того, французский суд потребовал от Yahoo! ограничить доступ к любым нацистским и неонацистским материалам, доступным через web-интерфейс для пользователей, находящихся на территории Франции. Google также фильтрует свои сервисы в соответствии с требованиями французского законодательства.
После беспорядков в Лондоне летом 2011 года британская полиция приняла ряд мер, направленных на отслеживание преступников в сети, а в последствии получила право блокировать интернет-сервисы (в первую очередь Twitter и Facebook), которые используют участники массовых беспорядков для координации действий.
В Австралии в 2007 году вступил в силу закон, согласно которому у федеральной полиции появилось право блокировать доступ к любому сайту. Это событие вызвало резонанс в мировом сообществе и подверглось критике многих экспертов, которые усмотрели в принятии данного закона попытку ограничить свободу слова в австралийском сегменте интернета. Однако правительство Австралии заявило, что полиция будет блокировать сайты, связанные с фишингом и терроризмом. Кроме этого, закон предписывает блокирование сайтов, поощряющих, подстрекающих или способствующих преступной деятельности.