искусственный интеллект
ИТ / Статьи
ИИ сервисы
2.6.2022

ИИ для глубинки

Почему искусственный интеллект плохо приживается в регионах РФ

Проведенный среди региональных чиновников опрос о перспективах внедрения искусственного интеллекта (ИИ) показал, что большая часть госслужащих (70%) относится к инновации нейтрально либо скептически. Тем не менее эксперты отрасли видят ряд сегментов экономики, где ИИ уже востребован. Почему региональные власти проявляют инертность и какие объективные барьеры мешают внедрению – в материале RSpectr.

СКЕПТИКИ И ОПТИМИСТЫ

Фонд «Центр стратегических разработок» опубликовал опрос, проведенный среди должностных лиц органов власти и местного самоуправления в 46 регионах РФ на тему распространения технологий ИИ.

Выяснилось: только 30% респондентов считают, что решения на основе ИИ уже работают и у них есть реальные перспективы внедрения в субъектах страны. Около 70% отнеслись «нейтрально» и «скептически» к инновации: из них около 60% вообще затруднились дать какую-либо оценку, а примерно 10% не видят перспективы в ближайшие пять и более лет.

От 6 до 9% опрошенных полагают, что технологии ИИ будут внедрены (закуплены) с глубиной до двух лет в рамках уже утвержденных планов.

Около 10% считают, что решения на основе ИИ поступят на вооружение в среднесрочной перспективе (до пяти лет) в соответствии с программами развития.

Наиболее реалистичными перспективы применения ИИ, по мнению опрошенных (15%), видятся в социальной сфере: здравоохранение, образование, соцобеспечение. Далее идут сектора реальной экономики (12%), затем сфера госуправления (11%). При этом «абсолютных скептиков» больше всего по перспективам ИИ в последней сфере.

Наименьший потенциал в отрасли человеческого капитала: культура и досуг, туризм, молодежная политика, СМИ. Более 75% не понимают, где в этих отраслях может быть использован ИИ.

Респонденты из руководящего состава более оптимистичны. О применении ИИ в сфере госуправления около 29% высказались положительно, в социальной сфере – 33%, в реальной экономике – 30 процентов.

В качестве ключевого фактора, тормозящего внедрение, опрошенные называют отсутствие финансовых ресурсов (70%). Отрицательный экономический эффект от ИИ прогнозируют 50 процентов.

Аналитики фонда пришли к выводу, что

технология ИИ пока не рассматривается как прикладная в качестве реального инструмента для управления социальной сферой и экономикой регионов. В том числе в рамках программ развития ИКТ-инфраструктуры

Исследователи считают, что регионы не располагают необходимыми ресурсами для запуска. Это подтвердили 94% опрошенных. Также 70% отметили, что субъекты РФ не имеют достаточного уровня компетенций для работы с этими технологиями.

О развитии ИИ в РФ задумались еще в 2019 году, после утверждения «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». В середине февраля 2022 года стало известно о разработке в России дорожной карты по внедрению технологий ИИ в регионах.

«Активное движение в сторону ввода ИИ по областям РФ связано с ростом доверия со стороны госорганов, представителей бизнеса», – рассказал RSpectr генеральный директор российской IТ-компании CUSTIS Владимир Рахтеенко.

Успехи от запуска пилотных проектов уже достигнуты, поэтому ключевая задача – масштабировать это в регионы.

Владимир Рахтеенко, CUSTIS:

– По прогнозам, решения в области ИИ к 2024 году обеспечат рост мировой экономики на 1 трлн долларов, а объем рынка к 2025 вырастет в 150 раз по отношению к 2016 году. 

В КАКИЕ ОТРАСЛИ ПРИДЕТ

Опрошенные RSpectr представители бизнеса по-разному оценили перспективы внедрения ИИ в регионах. Практически все отметили нехватку средств как ключевой барьер, а среди потенциальных секторов в субъектах выделили медицину, сельское хозяйство, где уже применяют ИИ, в том числе региональные власти.

Например, основатель финтех-платформы TalkBank Михаил Попов, считает, что наибольшие перспективы у ИИ-проектов в химической промышленности и медицине, поскольку множество комплексов и кластеров находятся в регионах России.

Михаил Попов, TalkBank:

– Очень много перспектив для развития таких технологий с точки зрения анализа химических соединений, анализа и разработки медицинских препаратов. Уже сейчас видно преимущество ИИ в этой сфере. Эти ниши в России до сих пор остаются неразвитыми, и здесь можно сделать большой скачок, тесно работая с потребителями таких решений – химическими, нефтехимическими и фармацевтическими концернами.

«Также большое направление – это сельское хозяйство. Его можно развивать в регионах, без жесткой привязанности к столице, так как сами потребители этих решений живут в субъектах России», – говорит М.Попов.

Генеральный директор агентства интернет-маркетинга R-Top Константин Верховинский рассказал, что регионы могли взять на вооружение опыт столиц по интеграции ИИ-проектов в инфраструктуру города.

Константин Верховинский, R-Top:

– В Нижегородской области ИИ внедрен в государственных организациях. Можно, как и в Москве, искусственный интеллект интегрировать в системы видеонаблюдения за человеческим и автомобильным трафиком. Это позволит решить вопросы контроля за движением на дорогах, подсчитывать количество участников массовых мероприятий. Правда, камеры в нашем городе не отвечают требованиям современных технологий, позволяющих работать с ИИ.

Региональных денег на такие проекты просто не хватает. Здесь стоит подумать о федеральном финансировании, предлагает К.Верховинский.

Если говорить о частных вложениях, то в Москве высокотехнологичные проекты финансируются именно венчурными инвесторами. Сейчас наблюдается их дефицит и в столице, не говоря уже о регионах, где доступ к капиталу ограничен, причем на порядок, отмечает М.Попов.

На старте требуется очень много средств, прежде чем проект выйдет на какую-то коммерческую привлекательность и тем более окупаемость

Это зачастую неприемлемо для местных инвесторов, которые ожидают более быстрых сроков возврата инвестиций, говорит эксперт.

Технический директор департамента решений на базе ИИ компании Oberon Дмитрий Сивохин полагает, что наиболее перспективные сферы – здравоохранение, промышленность и ТЭК. Тем более что ИИ в медицинских организациях и на предприятиях уже достаточно давно применяется, помогает контролировать технологию и время выполнения работ.

Директор по развитию PropTech «Миран» Роман Блонов уверен, что самые большие перспективы – в банковском сегменте, медицине, сфере информбезопасности и строительстве. «Уже есть успешные кейсы в девелопменте: умные дома, бизнес- и торговые центры, отели и другие объекты коммерческой недвижимости. Контроль информации, которая поступает с датчиков, обработка заявок, анализ данных – искусственный интеллект отлично справляется с этими задачами», – говорит он.

Но, как оказалось, ИИ уже добрался до российских деревень и заводов. Генеральный директор компании по интеграции с робототехникой НТР Николай Михайловский рассказал, что проекты, связанные с компьютерным зрением, востребованы на крупных сельскохозяйственных и производственных предприятиях.

Николай Михайловский, НТР:

– Ни того ни другого в столицах нет. География IT-решений по компьютерному зрению, выполняемых нашей компанией в прошлом и нынешнем годах, включает Красноярский край, Иркутскую, Томскую, Тамбовскую и Кемеровскую области, а также Татарстан.

Несмотря на то что самые крупные ИИ-проекты идут для московских заказчиков, по количеству регионы лидируют с большим отрывом, пояснил Н.Михайловский.

Сами чиновники и госучреждения также нуждаются в поддержке со стороны искусственного интеллекта, говорит генеральный директор «Конструкторского бюро специальной техники» Роман Тишкин. В частности, в вопросах взаимодействия с населением и своевременной реакции на обращения граждан по различным вопросам.

Эксперт считает, что

с помощью ИИ можно построить систему предварительной сортировки обращений граждан и передачи их в соответствующие министерства и ведомства с последующим контролем исполнения

ЧТО МЕШАЕТ

Председатель совета Ассоциации цифровой трансформации (АЦТ) Юрий Мышинский говорит, что муниципальные служащие жалуются на низкую квалификацию и огромное число запросов от разных, не связанных между собой ведомств. Например, об этом им рассказали на форсайт-сессии чиновники Цивильского района Чувашии.

Неструктурированные запросы сковывают целый отдел настолько, что он фактически не занимается ничем другим – только отправляет ответы, сообщил он.

Юрий Мышинский, АЦТ:

– Для полного понимания проблемы давайте умножим этот факт на то, что часть данных в регионах России до сих пор хранится в виде рукописных книг. Как можно трактовать эти данные? В муниципалитетах есть огромный запрос на системы, которые обрабатывают и собирают информацию в условную библиотеку, чтобы их можно было получить нажатием на кнопку, и этот запрос огромен.

К.Верховинский убежден, что

основные проблемы, ограничивающие использование ИИ в регионах, – это высокая стоимость технологий и вопрос хранения и обработки данных

Также в регионах недостаточно развита инфраструктура для использования цифровых решений. Например, про невысокий уровень телекоммуникаций говорит старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики университета «Синергия» Юлия Тулупникова.

Основными факторами торможения являются высокая стоимость, нехватка финансовых ресурсов, слабый уровень автоматизации и, что важно, низкий уровень прикладных знаний о практическом использовании ИИ и цифровой грамотности работников, перечисляет С.Лукашкин. Для последних факторов существуют специальные учебные программы, реализующие практико-ориентированное обучение для менеджеров по темам ИИ, отметил эксперт.

«Проблема не в регионах, проблема в опрошенных чиновниках. Необходимо их обучать современным технологиям, чтобы они могли содержательно ответить на опрос. В этом отношении интересен опыт Томского государственного университета, неоднократно проводившего соответствующие образовательные курсы для сотрудников региональных администраций и госучреждений», – рассказал Н.Михайловский.

Генеральный директор «Конструкторского бюро специальной техники» Роман Тишкин отмечает, что ИИ рассматривается как нечто новомодное и в перспективе нежизнеспособное, что обусловливает формальное отношение ряда ответственных лиц к продвижению методов и технологий ИИ и их внедрению.

Роман Тишкин, «Конструкторское бюро специальной техники»:

– Необходим комплексный подход по разъяснению ответственным лицам реальных возможностей и пользы от внедрения методов и технологий ИИ, с рассмотрением успешных кейсов и лучших практик, получивших развитие в наиболее продвинутых регионах РФ.

Также в регионах есть технические вузы, но текущие образовательные программы несколько оторваны от реалий бизнеса, добавляет Д.Сивохин.

ДЕНЬГИ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Р.Блонов напомнил, что инновации вначале появляются в крупных центрах, а уже потом идут в регионы. В Москве и Петербурге представлены различные стартап-кластеры, в которых сконцентрированы силы, деньги и технологии – по сути, три ключевые составляющие любого подобного проекта.

«Еще один важный фактор – отсутствие современных зданий. Множество ИИ-проектов рассчитаны именно на технологичные помещения. На устаревших объектах внедрять инновации, с одной стороны, сложнее, с другой – в большинстве случаев бессмысленно», – пояснил эксперт.

Необходимы и корректировки правового поля, уверены эксперты. Недостаточно быстро идет обновление законодательной базы, в том числе в вопросах применения беспилотников, сетует Ю.Тулупникова. Некоторые положения законодательства о защите данных несовместимы с технологиями ИИ, добавляет В.Рахтеенко.

Представитель Oberon считает, что нужно увеличить финансирование цифровых проектов, тем более что Минцифры предлагает выделить 14 млрд рублей на поддержку IТ-компаний в виде грантов.

Дмитрий Сивохин, Oberon:

– Например, сейчас российские разработчики сталкиваются с рядом трудностей: кассовыми разрывами, сложностями в привлечении финансовых ресурсов, нарушением цепочек логистических поставок, изменением состава пилотных проектов и общим ростом цен на нефинансовые активы. Для решения этих проблем в министерстве предлагают увеличить максимальную долю софинансирования проектов со стороны государства с 50 до 80 процентов. Кроме того, в регионах необходимо развивать инфраструктуру для реализации высокотехнологических проектов.

России важно успеть заскочить в уходящий поезд цифровых технологий, чтобы конкурировать на мировом рынке в ближайшие десятилетия.

«Уже в этом году суммарный объем рынка технологий ИИ увеличится в мире в четыре раза по сравнению с уровнем 2017 года. А мировой объем, по прогнозам IDC, в 2024 году достигнет 500 млрд долларов», – констатировал С.Лукашкин.

Изображение: RSpectr, Freepik

Еще по теме

Рынок унифицированных коммуникаций на пороге консолидации. Причем тут экспорт?

Как правильно выбрать информационную систему и изменить работу медучреждения

Почему сейчас лучший момент для совершенствования сервисной поддержки дата-центров

Как крупный бизнес диктует собственные правила в технологическом секторе

Как собрать в одном доступе цифровые медицинские ИТ-помощники

Что нужно знать техлиду при запуске проектов на основе искусственного интеллекта

В каких отраслях промышленности искусственный интеллект находит применение

Как региональные фестивали стали источниками кадров для столичных компаний

Грозит ли сбой, аналогичный инциденту с Microsoft, критической инфраструктуре РФ

Стоит ли ожидать дефицита качественной информации для обучения ИИ-моделей

За счет чего российская цифровая техника будет востребована за рубежом

Как изменились подходы и скорость цифровизации за последние 20 лет

Почему будущих специалистов по информбезопасности разбирают еще со школы

Новые схемы интернет-мошенников и как им противостоять

Почему буксует импортозамещение электронных компонентов