С чем индустрия киберспорта России вошла в 2023 год
IT / Статьи
сервисы технологии
1.2.2023

Мы в игре

С чем индустрия киберспорта России вошла в 2023 год

Для отечественного киберспорта прошлый год выдался крайне неоднозначным: наблюдались сложности с участием российских команд на мировой арене и уход иностранных спонсоров из страны. Одновременно молодежь активно вовлекалась в киберспорт, а власти РФ стали уделять большое внимание развитию отрасли. О состоянии и перспективах этой сферы в России RSpectr рассказал директор по развитию направления игровой индустрии Университета «Синергия» Михаил Пименов.

ХАРАКТЕР МАССОВЫЙ

Изменение российского рынка киберспорта в стоимостном выражении трудно оценить из-за отсутствия актуальных сведений за 2021-2022 годы. По данным PwC,

в 2020 году объем рынка киберспорта составил в 1,9 млрд рублей, что на 5% больше по сравнению с годом ранее

По моему мнению, за прошедшее время картина в целом не изменилась. Просадки в отдельных сегментах были незначительными.

Также нет предельной ясности по количеству киберспортсменов в России. По подсчетам проекта BrandPulse, около 10% россиян в возрасте 12–64 лет интересуются киберспортом: 5% из них просто следят за соревнованиями, 4% делают ставки, 2% участвуют в турнирах.

По моей оценке, возрастная группа 12–64 года – это примерно 114 млн человек.

Если 10% от этой группы составляют порядка 11 млн человек, то 2% – примерно 228 тыс. Это те россияне, которые играют на турнирах разных масштабов

Учитывая возрастающий интерес школьников и студентов, число киберспортсменов в ближайшее время будет только увеличиваться.

По данным НАФИ, почти половина – 45% – граждан РФ высказываются за официальное признание киберспорта отдельным видом спорта, а 64% либо приветствуют, либо нейтрально относятся к идее о введении геймерских дисциплин в школьную программу. Полагаю, что

со временем увлечение киберспортом приобретет в нашей стране такой же массовый характер, как интерес к футболу или хоккею

Открытие новых компьютерных клубов в последние годы замедлилось, хотя сети Colizeum это не помешало открыть в 2020 году в Орле крупнейшую киберарену в мире площадью в 5 тыс. квадратных метров. Интересно, что потребительский спрос, наоборот, вырос: посещаемость компьютерных клубов в прошлом году стала заметно выше, чем в 2021-м.

ЗАПРОС НА КИБЕРСПОРТСМЕНОВ

Несмотря на события 2022 года, отечественная киберспортивная отрасль продолжает развиваться. Так, VK запустила свою площадку VK Play, которая объединила стриминг, киберспорт и гейминг. В качестве активных спонсоров соревнований постепенно начинают выступать новые игроки, в том числе букмекерские конторы и российские банки.

Значительно вырос интерес к отрасли со стороны властей. В декабре 2022 года правительство РФ утвердило план по внедрению киберспорта в российских вузах под названием «Новое общесистемное программное обеспечение». Согласно документу,

к концу 2024 года в учреждениях высшей школы должны появиться курсы киберспортивных дисциплин для технических и гуманитарных специальностей

Тогда же должны пройти и первые «Игры будущего», формат которых подразумевает использование современных технологий и задействование физической активности участников.

Отмечу, что в этом году факультет игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» запускает первую академическую программу для магистратуры, которая будет полностью фокусироваться на этом формате.

Различные ассоциации и киберспортивные объединения также продолжают проводить региональные и федеральные турниры. Активно развиваются школьные лиги. По моему мнению,

сейчас перед российским киберспортом стоят фундаментальные задачи по оптимизации и изменению привычных процессов

Но главное, что аудитория по-прежнему сохраняет интерес к играм.

В целом, запрос на специалистов в области киберспорта будет расти. Их подготовка станет основным драйвером роста отрасли. Перед специалистами со знанием специфики индустрии сейчас встанут фундаментальные задачи: отстройка новой системы, открытие филиалов некоммерческих организаций, повышение квалификации педагогического состава, который работает со школами и вузами по всей стране.

РОСТ НЕИЗБЕЖЕН

В условиях сложившейся геополитической ситуации российские киберспортивные команды выступают под нейтральным флагом или релоцируются. Например, Team Spirit, которая одержала победу на The International в 2021 году, переехала в Сербию, а Virtus.pro были вынуждены выступать на международных соревнованиях под нейтральным тегом Outsiders. С 2022 года российский киберспорт находится в большей изоляции, чем раньше, но нельзя утверждать, что в полной.

У нас остается аудитория, которая продолжает интересоваться киберспортом и смотреть трансляции, а на смену западным спонсорам приходят российские и бренды из стран БРИКС

Между тем Олимпийский совет Азии предложил российским и белорусским спортсменам участвовать в XIX Азиатских играх в 2023 году в Китае. Помимо традиционных видов спорта, в список 40 дисциплин вошел и киберспорт: Dota 2, PUBG Mobile, League of Legends, Hearthstone, Dream Three Kingdoms 2, FIFA, Arena of Valor и Street Fighter 5. Игроки разыграют в них комплекты медалей, которые пойдут в общий зачет.

Федерация компьютерного спорта тоже продолжает проводить международные турниры в России. При этом внутренние турниры по-прежнему проходят по всей стране.

Сейчас мы наблюдаем, как процессы перестраиваются и эволюционируют под натиском новых реалий. Прогнозировать что-то с полной уверенностью сложно, но можно точно сказать, что

сфера киберспорта в РФ никуда не денется, она будет и дальше претерпевать изменения и пытаться обеспечить для своих участников максимально комфортные условия

Конечно, есть вероятность, что в связи с внешними ограничениями отечественный рынок в краткосрочной перспективе может немного просесть, но это будет скорее временным явлением перед дальнейшим ростом при наращиваемой локальной базе.

Изображение: RSpectr, Adobe Stock, Freepik

Еще по теме

Какую эффективность дает сквозной контроль всех процессов на предприятиях за счет цифровых платформ

Как обеспечить устойчивость IT-инфраструктуры в условиях импортозамещения

Почему замедляется рост зарплат айтишников в России

Почему импортозамещение лучше проводить по модели плановой экономики

График цифровой трансформации госорганов на базе «ГосТеха» появится уже в марте

В чем польза и вред генеративного искусственного интеллекта

Плюсы и минусы систем управления печатью в офисах

Цифровая трансформация в строительстве позволит прогнозировать развитие региональной инфраструктуры

Стоит ли торопиться с внедрением предиктивной аналитики на промышленном предприятии

Каким требованиям должен соответствовать офисный софт для бизнеса

Как защититься от незаконного сбора персональной информации

Бизнес идет в образование, чтобы отвечать технологическим вызовам

Вытеснит ли искусственный интеллект человека из сферы кибербезопасности

Почему процессный подход – это будущее корпоративной информзащиты

Почему цифровизация производства с российским софтом более эффективна, чем с зарубежным