Регулирование / Статьи
сервисы финансы
19.12.2018

Дело непослушания

Как заставить Google соблюдать национальные законы?

В декабре компании Google выписали штраф на 500 тыс. рублей за неисполнение требований российского законодательства в части ограничения доступа к информации. Корпорация отказывается подключаться к госсистеме, содержащей реестр запрещенных интернет-ресурсов. Власти не исключают возможность блокировки ресурсов IT-гиганта, если Google продолжит игнорировать требования закона. Мнения опрошенных RSpectr экспертов о том, как поведет себя корпорация в этой ситуации, разделились. Одни считают, что Google пойдет навстречу российским властям, другие полагают, что международная компания может и продолжить нарушать законодательство, так как регулятору нечего ей противопоставить.


История вопроса

Введение штрафов для поисковиков за выдачу ссылок на запрещенные сайты было утверждено летом 2018 года. Закон вступил в силу в октябре. 

Роскомнадзор (РКН) напоминал корпорации Google о необходимости подключиться к федеральной государственной информационной системе (ФГИС), содержащей перечень запрещенных интернет-ресурсов. В ноябре 2018 года представители РКН и Google даже обсудили механизм, с помощью которого можно было бы, не нарушая алгоритмов, осуществлять выгрузку из реестра. 

Однако Google так и не подключился к системе. Административное дело против корпорации было возбуждено 26 ноября. Представители Google присутствовали при составлении протокола и изложили свои возражения, подчеркнув, что они не нарушают нормы закона. 

11 декабря РКН оштрафовал корпорацию на 500 тыс. рублей. А на следующий день заместитель руководителя РКН Вадим Субботин заявил, что 

в случае дальнейшего игнорирования Google требований о фильтрации поисковой выдачи в закон могут быть внесены изменения, позволяющие блокировку сервисов корпорации на территории РФ 


Не успели вовремя?

Как рассказал RSpectr Павел Катков, член совета Торгово-промышленной палаты по интеллектуальной собственности и владелец «Катков и партнеры», вопрос фильтрации или премодерации контента регулярно встает в дискуссиях о правовом регулировании интернет-среды. «В работе над антипиратским законом не раз обсуждались fingerprint-программы, позволяющие распознать контент по его цифровому отпечатку. В пример можно привести такие системы и компании, как Content ID You Tube и Shazam. Они показывают, что фильтрация возможна технически. А вот законодательно она будет обязательна только в случае появления правовой нормы, обязывающий интернет-компании делать это», – объяснил эксперт. Пока прямого требования о премодерации контента нет, сказал он.

«Исключение сайта из поисковых результатов конкретной страны, так, чтобы это не задело поисковые алгоритмы релевантности, – непростая задача. Скорей всего, в Google не успели сделать нужный софт. А может, до сих пор думают, как дать бой российскому регулятору», – добавил в беседе с RSpectr руководитель агентства по защите деловой репутации в интернете ISN Максим Злобин.

Не исключено, что компания до сих пор не подключилась с ФГИС из-за технических проблем, согласна партнер «Пепеляев Групп» Наталья Коваленко. Стороны рано или поздно придут к сотрудничеству, Google найдет такую возможность, считает эксперт. В создавшейся ситуации можно понять и регулятора, ответственного за контроль и надзор за соблюдением законодательства и действующего в рамках полномочий, рассказала RSpectr Н. Коваленко.


Мелочь, а неприятно

По итогам 2017 года выручка Alphabet («материнская» компания Google) выросла на 23% и составила 110,9 млрд долларов. И для поисковика 500 тыс. рублей – это совсем небольшая сумма по сравнению с другими штрафами. К примеру, летом 2018 года Еврокомиссия признала компанию виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Штраф составил рекордные 4,34 млрд евро.

В России самая крупная выплата была произведена в мае 2017 года. Google погасил административный штраф в 438 млн рублей, назначенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС). 

В рамках текущего правового поля Роскомнадзор может накладывать штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб. за неисполнение требования о подключении ФГИС и фильтрации противоправного контента. Кроме того, сейчас 

в России обсуждают новую инициативу – изменение Кодекса об административных правонарушениях, предполагающее значительное увеличение штрафов для технологических компаний за нарушение российских законов. Речь идет об 1% от годовой выручки


Сотрудничество или уход

Ужесточение штрафов за нарушения – это не только российский тренд. В ЕС считают, что экстремистские материалы на ресурсах Google, Facebook, Twitter должны удаляться в течение часа после получения соответствующего распоряжения от национальных властей. Евросоюз разрабатывает законопроект, предполагающий штрафы до 4% оборота в год за неустранение подобных нарушений. 

В 2017 году парламент Германии принял закон, обязывающий Google и Facebook удалять любой контент, признанный незаконным в стране, в течение 24 часов. Штраф за неисполнение может составить 50 млн евро. В Google сочли, что норма нарушает свободу слова. 

Со временем национальные регуляторы смогут оказывать существенное влияние на крупные интернет-корпорации. Сейчас же этап «прощупывания границ дозволенного», полагает М. Злобин.

Руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев считает, что Google вряд ли когда-то пойдет на выполнение чужих требований по выдаче информации, пусть это даже указано в законах. У сервиса свои правила блокировки, пояснил он RSpectr. По словам эксперта, поисковик сам исключает из выдачи опасные сайты с экстремистским или потенциально опасным содержанием, и чаще всего делает это лучше любого регулятора.

Действительно, Google активен в самоцензуре – в 2018 году удалил более 3 млрд ссылок на пиратские сайты из поиска. Компания также изменила алгоритмы работы, чтобы препятствовать распространению в Сети сведений, которые вводят пользователей в заблуждение. 

Рост влияния национальных правительств на фильтрацию информации будет связан со все более глубокой проработкой административного регулирования интернета 

Об этом RSpectr рассказал руководитель юридического отдела REG.RU Павел Патрикеев. По его словам, в рамках обсуждаемой директивы о защите интеллектуальных прав на территории ЕС предполагается введение системы фильтрации авторского контента. В Америке руководители крупнейших интернет-корпораций выступают перед Сенатом и дают объяснения по способам введения таких ограничений. Саудовская Аравия и Оман используют Smart-Filter от McAfee для фильтрации контента на своей территории.

В таких условиях интернет-гиганты вынуждены либо в той или иной форме сотрудничать с регуляторами, либо искать лазейки, либо уходить с рынка.
Так, Google ежегодно отвечает на письма госорганов, наибольшее количество которых поступает из США. В РФ за шесть месяцев 2018 года корпорация удовлетворила 11% запросов властей. 


С государством на равных

Вряд ли такую компанию, как Google, может напугать однократный штраф в 500 тыс. рублей. Но систематическое наказание, риск блокировки поисковика на территории РФ в принципе (в случае внесения соответствующих поправок в законодательство) и репутационные риски – уже более серьезные аргументы для принятия решения в пользу подключения к ФГИС, говорит Н. Коваленко.

В свою очередь, адвокат Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Андрей Цибульский указал RSpectr на то, что эффективного способа запрета распространения информации в интернете не существует. РКН скорее не сможет выиграть противостояние с Google, считает эксперт.

«Интернет-корпорации по степени влияния и масштабам конкурируют с государствами, и, как видим, их диалог с регуляторами строится так же, как если бы это были переговоры стран, а не бизнеса и власти», – отмечает А. Парфентьев. Национальным регуляторам удается держать верх в этих переговорах с переменным успехом в зависимости от тех рычагов воздействия, которые у них есть. «Очевидно, когда речь идет о глобальной компании, их практически нет. Поэтому почти не сомневаюсь, что Роскомнадзор продолжит и дальше выписывать Google штрафы, а корпорация игнорировать его требование», – предположил руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ».

***
Блокировать сервисы такого масштаба – это самоубийственное решение. В случае Google – это миллионы IP-адресов и сотни тысяч физических серверов в Data-центрах, распределенных по всему миру. “Взять и запретить” в данном случае не так просто, как кажется на первый взгляд, – резюмировал А. Парфентьев.

Аналитик «СёрчИнформ» объяснил, что 

для многих пользователей Google – это просто “поисковая строка”, но за ней скрывается 85% рынка мобильных телефонов, большая часть рынка умных устройств и продвинутой пользовательской электроники, самое популярное навигационное ПО на планете и еще сотни полезных функций, сервисов, алгоритмов и возможностей

Эксперты считают, что в сложившейся ситуации отечественная IT-отрасль находится в проигрыше. А. Парфентьев указал на то, что под угрозой блокировки российский «Яндекс» был вынужден фильтровать контент в «Яндекс.Видео», хотя и давал понять, что с мотивировкой требования не согласен. 

Сейчас получается, что российские компании вынуждены выполнять указания регулятора, в то время как иностранные игроки их игнорируют, а значит, получают конкурентное преимущество.

Изображение: freepik.com

Еще по этой теме:

РКН направил Facebook и Twitter уведомление о необходимости локализовать пользовательские данные

Еще по теме

Каких поставщиков услуг хостинга выбрало государство для своих информсистем

Регуляторы и производители поспорили о стоимости отечественного ПО

Готовы ли бизнес и госсектор к выполнению требований президента об импортозамещении ПО

Эксперты обсудили идею введения штрафов за сбор избыточных персональных сведений

Эксперты отрасли оценили предложенный Минтрудом профстандарт ИБ-специалиста по защите КИИ

Как добиться максимальной компенсации в суде при защите персданных

Как институт уполномоченных операторов персданных поможет бизнесу

Как новый закон об обезличивании персданных повлияет на бизнес

Почему расследованием инцидентов с персональными данными должны заняться цифровые криминалисты

При каких условиях в организации может начаться проверка защиты персданных

Помогут ли механизмы самоконтроля операторов в защите личной информации граждан

Нужен ли ИТ-рынку национальный стандарт доверенной среды исполнения

Почему ограничения в размещении базовых станций угрожают развитию сетей связи

Поможет ли риск-ориентированная модель безопасному обороту персональных данных

Нужна ли правосубъектность искусственному интеллекту