Регулирование / Статьи
гаджеты экспертная колонка
27.1.2022

По ком звонит iPhone

Станут ли возможные новые санкции ударом для рынка смартфонов

После того как агентство Reuters со ссылкой на слова неназванного чиновника из администрации президента США заявило о новых «санкциях из ада», которые ограничат ввоз смартфонов на российский рынок, разразился информационный шторм. В чем именно будут заключаться сдерживающие меры и так ли велико их возможное влияние на соотечественников, RSpectr рассказал ведущий бренд-менеджер компании DIGMA* Илья Петров.


ПОВОД И ВЕРОЯТНОСТЬ

Прежде чем впадать в панику, нужно оценить вопрос с трех сторон: в каком случае такие санкции могут возникнуть, в чем они состоят и как это угрожает конкретному пользователю смартфонов? При ближайшем рассмотрении каждый из указанных пунктов не выглядит экстремально тревожным.

Информация о возможных санкциях логически следует из недавнего заявления Джо Байдена о готовности США и их союзников ответить решительными экономическими и другими мерами в случае военной эскалации между Россией и Украиной. Таким образом, для начала рестрикций необходим по меньшей мере casus belli, который вызовет активные военные действия обеих сторон. Однако, судя по заявлению ОБСЕ, 23 декабря 2021 года на Юго-Востоке Украины достигнуто перемирие и продолжается переговорный процесс.

Тем не менее вероятность негативного развития событий сохраняется на достаточно высоком уровне, поэтому важно понимать, что именно угрожает российскому рынку.


ЗАПРЕТ НА КОМПОНЕНТЫ

Если ограничиться сферой телекома, то из сообщения Reuters следует, что логика будет похожа на недавнюю историю с Huawei. То есть нас ждет блокировка доступа к передовым полупроводниковым технологиям, значительная доля которых принадлежит (как интеллектуальная собственность, так и физически) США, а также к американскому ПО. В таком случае рестрикции затронут не только непосредственно производство США, но и выпуск по всему миру.

Иными словами, помимо пресловутых iPhone, ограничения, возможно, распространятся на все американские компоненты в любых зарубежных изделиях, в том числе и в тех, что изготавливаются не в США, но по их технологиям. Для обеспечения санкций американские власти, пользуясь экстерриториальностью своего права, могут преследовать тех, кто нарушил сам режим рестрикций или помогает это сделать.

Теоретически такие меры должны привести к повышению цен в низком и среднем ценовом сегменте. Но на практике это вряд ли произойдет или будет ощутимым для потребителя, поскольку конкуренция среди производителей высока, а российский рынок – очень привлекателен и емок.

Илья Петров, DIGMA:

– Компания придерживается политики доступных цен в любых условиях. Тем более что в критическом случае вряд ли произойдет ценовой скачок: сегодня международное распределение труда даже теоретически не позволит серьезно ограничить обращение электронных компонентов, да и «подсанкционные» технологии уже давно не сконцентрированы только на американских разработках. Без современных смартфонов Россия точно не останется.


ШОКА НЕ БУДЕТ

В ближайшей перспективе пострадают все те же потребители премиального сегмента – телефонов Apple и (с определенной вероятностью, поскольку Южная Корея входит в число союзников США) Samsung. При этом нужно понимать, что доля «яблочных» смартфонов, по самым смелым оценкам, в России не доходит до 15 процентов. Причем считая все модели, присутствующие в обороте. Доля корейского гиганта (по продукции всех ценовых сегментов) – до 30 процентов.

Исходя из того, что большую часть отечественного рынка занимают телефоны китайских брендов шоковой реакции не будет. Доля премиального сегмента невысока, а поставки другой техники из КНР даже в самом жестком варианте санкций не прекратятся немедленно (в известном случае с китайским гигантом, производящим электронные компоненты, в том числе и для рынка США, официальный переходный период длился год).

Илья Петров, DIGMA:

– Мы не видим катастрофической угрозы. Ведь даже ограничения в установке ПО вряд ли станут камнем преткновения: в настоящий момент существует несколько независимых систем (включая ту же Harmony OS, а также ряд российских разработок), способных заменить американские операционки.

Таким образом, «санкции из ада» для ниши смартфонов в России едва ли окажутся слишком чувствительными и глубоко затронут общество. В условиях международного разделения труда, привлекательности обширного рынка РФ и высокой конкуренции в телекоме запреты окажутся, скорее, «выстрелом в ногу» для американских и корейских производителей и шансом для китайских и российских на передел рыночной системы на своих условиях.


*DIGMA – международный производитель цифровых устройств и потребительской электроники для дома и бизнеса. Работает на российском рынке с 2005 года. Официальным дистрибьютором и партнером по продвижению продуктов DIGMA на территории РФ является компания MERLION.


Изображение: RSpectr, Adobe Stock, Freepik.com

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Чипы не спешат на помощь
Российский рынок смартфонов сокращается на фоне нехватки компонентов и сложностей с поставками




Еще по теме

Регуляторы и производители поспорили о стоимости отечественного ПО

Готовы ли бизнес и госсектор к выполнению требований президента об импортозамещении ПО

Эксперты обсудили идею введения штрафов за сбор избыточных персональных сведений

Эксперты отрасли оценили предложенный Минтрудом профстандарт ИБ-специалиста по защите КИИ

Как добиться максимальной компенсации в суде при защите персданных

Как институт уполномоченных операторов персданных поможет бизнесу

Как новый закон об обезличивании персданных повлияет на бизнес

Почему расследованием инцидентов с персональными данными должны заняться цифровые криминалисты

При каких условиях в организации может начаться проверка защиты персданных

Помогут ли механизмы самоконтроля операторов в защите личной информации граждан

Нужен ли ИТ-рынку национальный стандарт доверенной среды исполнения

Почему ограничения в размещении базовых станций угрожают развитию сетей связи

Поможет ли риск-ориентированная модель безопасному обороту персональных данных

Нужна ли правосубъектность искусственному интеллекту

Поможет ли «специальный оператор» защите персональной информации