Регулирование / Статьи
кадры
5.8.2022

Свет мой, реестр, скажи…

Государство усиливает контроль над вхождением IT-компаний в льготный перечень

Первого августа Минцифры обновило реестр аккредитованных IT-компаний, исключив из него более 400 организаций, для которых деятельность в цифровой сфере не является основной. Одни эксперты считают, что список нужно сократить еще как минимум в три раза, другие – что после зачистки там остались только компании, действительно подходящие под статус IT.

ОТСЕЯЛИ ЛИШНИХ

По данным пресс-службы Минцифры, последняя «чистка» привела к исключению из реестра компаний более 150 бюджетных учреждений, 32 банков, 12 страховых компаний и ряда других организаций, не относящихся к IT. Из списка были удалены, в частности, Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф», «Открытие», «Альфа-Банк», Газпромбанк и МКБ. Кроме того, Минцифры аннулировало IT-статус банка «Хоум Кредит», «Яндекс Банка», РНКБ, банков «Держава», «Дом.РФ», «Союз», «Россия» и «Киви Банк». Также ведомство исключило из перечня Национальную систему платежных карт (НСПК), Центробанк, Московскую биржу и Национальный расчетный депозитарий (НРД).

При чистке реестра Минцифры использовало сведения о деятельности компаний из открытых источников (включая официальный сайт организации) как дополнительную информацию для принятия решения. Раньше компаниям было необходимо только иметь профильный ОКВЭД.

Как сообщила RSpectr пресс-служба Минцифры, сейчас ведется работа над совершенствованием критериев и процедуры аккредитации IT-компаний совместно с профильными ассоциациями и регионами.

ПОРЯДКИ МЕНЯЮТСЯ

Спустя сутки после «зачистки», 2 августа, Минцифры предложило изменить порядок аккредитации компаний и включать в реестр только организации, в которых выручка от IT-деятельности составляет минимум 30 процентов. Также им нужно будет вести раздельный учет доходов.

В бухгалтерской отчетности, сформированной за предыдущий отчетный период, должна быть отражена выручка от профильной деятельности

В ведомстве уточняли, что стартапы, не имеющие выручки, но инвестирующие в IT, также предлагается аккредитовывать. Условиями для этого станет наличие профильного ОКВЭД в качестве основного. Кроме того, не менее 80% сотрудников компании должны получать зарплату не ниже средней по стране.

Стартапам также придется заявить разрабатываемый проект в области IT и статус его реализации. Компания должна быть сформирована за три года и меньше до подачи заявления на аккредитацию.

При этом отказ можно получить, если фирма создана в результате реорганизации или с «прямым и (или) косвенным участием государства (50% и более)». Причиной для отказа станет и то, что организация является госкомпанией-банком, небанковской кредитной организацией, страховой организацией или телеком-компанией, государственным или муниципальным учреждением.

У МОДЕЛИ НАШЛИСЬ НЕДОСТАТКИ

Глава АНО «Инфокультура» Иван Бегтин рассказал RSpectr, что критерии включения в реестр аккредитованных компаний должны быть разработаны и проговорены с отраслью. Эксперт считает, что одним из факторов включения в реестр должен быть значительный уровень выручки от IT.

Иван Бегтин, АНО «Инфокультура»:

Модель аккредитации в текущем виде некорректна. Она разбита на два реестра. Один из них ведет Минцифры. Если компания смогла туда попасть, у нее появляется возможность попасть во второй реестр организаций, имеющих IT-льготы, который ведет Федеральная налоговая служба. По моему мнению, это разделение искусственно.

Эксперт полагает, что именно момент признания налоговой службой должен являться основанием включения в реестр. Главное, чтобы организации не получили свой статус просто так, как это происходит сейчас, уверен Иван Бегтин. Он также добавил, что у компаний, претендующих на статус IT, должен быть как минимум сайт, а в идеале им необходимо публиковать краткий отчет о своей деятельности в области IT.

Сейчас в реестре есть тысячи компаний, которые никак не подтвердили свою деятельность в технологическом секторе

Эксперт считает, что недавнее удаление Минцифры ряда компаний из реестра – это лишь начало «зачистки», список нужно сократить еще как минимум в три раза.

При этом Иван Бегтин отметил, что удаление «Ростелекома» из реестра было странным шагом, учитывая, что порядка 400-500 других телеком-компаний там остались. «Ростелеком» отказался от комментариев по этому вопросу.

СЛИШКОМ МЯГКИЕ УСЛОВИЯ

Заместитель председателя Комитета ГД по информполитике Антон Горелкин в своем Telegram-канале написал, что поддерживает введение нового порядка аккредитации IT-компаний. По его мнению, прежние условия были слишком мягкими и позволяли претендовать на льготы многим организациям, которые имеют довольно опосредованное отношение к созданию высокотехнологичных продуктов.

Все это привело к тому, что в списке оказались гиганты, которые, по мнению депутата справились бы без этой поддержки. «А вот талантливые молодые команды оставались не у дел – хотя айтишные льготы, прежде всего, задумывались для них», – подчеркнул парламентарий.

В своем Telegram-канале Антон Горелкин сообщил, что видит российский IT-рынок специализированным. Он считает, что высокотехнологичные решения и услуги должны находиться в конкурентном пространстве, а не создаваться внутри корпораций под их собственные нужды – и при этом еще рассчитывать на льготы от государства.

Депутат отмечает, что

основная задача – выкристаллизовать IT-рынок и не допускать размытия государственной поддержки отрасли

А вот член Ассоциации юристов России, владелец бизнес-школы Katkov.School Павел Катков полагает, что критерии по выручке, персоналу и ОКВЭД, которыми руководствуется Минцифры для включения в список IT, довольно внятные, а вот критерии исключения из реестра – про реорганизованные компании, банки, госкомпании и прочее – понятны не до конца. «Если смотреть в будущее, надо также определиться, могут ли компании выделять свои IТ-активы в отдельные структуры или это признают налоговой схемой. Это важно», – отметил юрист в беседе с RSpectr.

Руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева считает, что новый регламент справляется со своей главной задачей – отсеивать тех, кто в действительности не занимается IT-деятельностью. Однако у него есть ряд недостатков, сообщила она RSpectr.

Например, на рынке много организаций, чья деятельность существенно диверсифицирована. У них может быть цифровое подразделение со штатом разработчиков, IT-продукт и даже узнаваемый бренд, но, если в общем объеме выручки организации доля IT не достигнет 30%, в аккредитации им будет отказано.

Правда, аккредитованные компании также говорят о том, что коридор для входа в льготную категорию достаточно узок.

«Условие, при котором 90% выручки должно поступать только от продажи, доработки и поддержки собственного ПО, даже нам как компании, занимающейся только разработкой и внедрением, очень непросто выполнять», – отмечает генеральный директор компании «Цифровая индустриальная платформа» (совместное предприятие ГК «Цифра» и ПАО «Газпром нефть») Александр Смоленский в беседе с RSpectr.

Александр Смоленский, «Цифровая индустриальная платформа»:

– В последнее время от регуляторов мы все чаще слышим, что этот критерий будет ослаблен до 70 процентов. Мы приветствуем это как еще одну разумную меру.

Людмила Богатырева рекомендует создать фаст-треки попадания в реестр аккредитации. Например, наличие собственного продукта в реестре отечественного ПО плюс выручка по IT-решениям без указания доли. Это гарантирует активность компании на IT-рынке, уверена эксперт.

Президент IW Group Алексей Синица настаивает, что для стабильной работы реестра механизм включения должен быть прозрачным и понятным для всех участников. Одним из таких условий сейчас является проверка сайта компании надзорными органами. Но российские компании, желающие попасть в реестр аккредитованных, могут использовать для этого ряд уловок, рассказал RSpectr представитель IW Group. В первую очередь к ним можно отнести указание в документах классификатора вида деятельности – IT, объяснил эксперт.

Алексей Синица, IW Group:

Основной критерий определения IT-компании – это проверка фактического обоснования деятельности компании в диапазоне лет, спектра ее услуг на рынке. Она должна подтверждать свою работу конкретными действиями, исполненными договорами, расчетами и актами. Это очень простой, но действенный механизм выявления причастности компании к IT-отрасли.

Директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин тоже считает, что сформулированные правительством условия аккредитации достаточно четко позволяют отделить разработчиков программного обеспечения (ПО) от компаний, которые ведут многопрофильный бизнес, а IT является одним из его направлений. Эксперт отмечает: можно достаточно уверенно говорить, что

сейчас в реестре остались профильные организации, которые зарабатывают исключительно на создании ПО

Не исключено, что бизнес, который оказался за пределами перечня, но претендует на преференции, попробует подстроиться под текущие требования, полагает Дмитрий Паршин. Хотя возможности для переформатирования не такие большие – вывести IT за пределы бизнеса через создание новой компании не получится, уверен эксперт.

ПАТРИОТИЧНЫЕ СТАРТАПЫ

Еще один вопрос, который волнует отрасль: как быть стартапам и компаниям, которые развивают IT-продукты или тестируют новые IT-решения, но не вышли на необходимую прибыль? Дмитрий Паршин поясняет, что согласно новым требованиям стартапы могут включаться в реестр, если предоставят Минцифры план своего развития.

Дмитрий Паршин, Artezio:

Но, безусловно, новые требования затрудняют получение преференций стартапами, которые только пробуют какие-то идеи и не имеют четкого финансового плана и инвестиций. Но их никто не ограничивает в том, чтобы привлекать к разработке включенные в реестр IT-компании, тем самым снижая стоимость разработки и получая более профессиональную реализацию идей. Такое взаимодействие давно практикуется во всем мире, что только повышает шансы стартапа на будущий успех.

Александр Смоленский напоминает, что само ограничение для стартапов, которые могут работать без существенной выручки не более трех лет, как раз и введено для того, чтобы снизить число существующих уловок. Основной смысл попадания в реестр – это снижение налога на прибыль и ЕСН, а это значительные статьи расходов, уточнил эксперт.

«Если стартапы будут нацелены на рынок, а не только на своего создателя, вероятно, имеет смысл включить их в реестр. Но если реестр ИТ-компаний превратится просто в способ снижения налогов для крупных игроков российской экономики, пользы от этого не получит никто», – говорит Александр Смоленский. Он считает, что правительство РФ хорошо это понимает и будет следить, чтобы льготу получали именно те, кто создает IТ-индустрию в нашей стране.

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

Еще по теме

Насколько эффективной будет маркировка синтезированного нейросетью контента

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации

Чего ожидать от нейросетей и как избежать необратимых последствий

Что нужно знать юристу, решившему работать в ИТ-компании