Регулирование / Статьи
за рубежом соцсети
17.6.2020

Удалить за 60 минут

Как во Франции будут бороться с разжиганием ненависти в Сети

Национальное собрание Пятой республики приняло закон, который обязывает онлайн-платформы удалять во внесудебном порядке оскорбительный контент и предусматривает введение серьезных штрафов за отказ удовлетворить жалобу на него. Документ соответствует тенденции на ужесточение регулирования деятельности соцсетей в Европейском союзе.


СУТЬ ПОПРАВОК

В середине мая нижняя палата парламента Франции (Национальное собрание) приняла проект закона о противодействии разжиганию ненависти в интернете (Proposition de loi visant à lutter contre la haine sur Internet).

355 депутатов проголосовали за, 150 – против, 47 воздержались, сообщается на сайте Национального собрания.

Поправки вносятся в закон «О доверии к цифровой экономике».

Общие положения документа

1. Онлайн-платформа обязана реализовать электронную форму подачи жалобы.

2. В случае подтверждения обоснованности полученной жалобы онлайн-платформа обязана:

  • удалять публичные сообщения, разжигающие ненависть на основе расовой принадлежности, религии, сексуальной ориентации, пола, состояния здоровья, а также содержащие сексуальные домогательства, в течение 24 часов;
  • удалять призывы к терроризму и порнографию с участием детей в течение одного часа.

3. Онлайн-платформа должна иметь законного представителя на территории Франции.

4. Онлайн-платформа должна напоминать авторам о «явно незаконном» контенте, который был удален, и возможных административных и уголовных санкциях.

5. Пользователи онлайн-платформы должны предоставлять информацию о фактах и причинах направления жалобы, а также о расположении предположительно незаконного контента.

6. Намеренное искажение информации при подаче жалобы на удаление контента может повлечь наказание в виде лишения свободы сроком на один год и/или штрафа в размере до 15 тыс. евро.

7. Осуществляет контроль онлайн-платформ на соответствие требованиям закона Высший совет по аудиовизуальным средствам Франции (CSA). Он может наложить штраф:

  • за отказ от сотрудничества с правоохранительными органами, в том числе путем невыдачи данных, которые могут позволить идентифицировать лиц, разместивших предполагаемый незаконный контент, – на сумму до 250 тыс. евро;
  • в случае повторяющегося и существенного несоблюдения одного или нескольких вышеобозначенных требований закона – в размере до 4% от годового мирового оборота онлайн-платформы.

За отказ от удаления незаконных материалов в установленные сроки может быть наложен штраф на сумму до 1,25 млн евро

В настоящее время законопроект ожидает подписания президентом Франции Эммануэлем Макроном. Документ должен вступить в силу с 1 июля 2020 года.


КАК ПРОХОДИЛО ОБСУЖДЕНИЕ

Законопроект был предложен членом партии LREM (фр. La République en Marche!, «Вперед, Республика!») Эммануэля Макрона Летицией Авиа. Впервые он был внесен в парламент более года назад.

До сих пор свобода слова в интернете регулировалась во Франции законом «О свободе печати» 1881 года и законом «О доверии к цифровой экономике» 2004 года.

После внесения поправки прошли процедуру общественного обсуждения, затем в документ несколько раз вносили изменения в ответ на критику и комментарии

Возражения поступали в том числе от Европейской комиссии, которая требовала более четкого определения того, какой именно контент будет считаться противоправным, пишет французская ежедневная газета Ouest-France.

Действительно, предложенный режим выполнения требований законопроекта может создавать сложности: конкретные критерии обоснованности жалобы не определены, в то время как за 24 часа необходимо принять решение о факте «разжигания ненависти», которое по своей сути является контекстуальным, специфичным и зависимым от трактовки. На практике сложно строго определить явную незаконность контента.

В феврале законопроект прошел обсуждение в Сенате (верхней палате парламента), и его члены зарегистрировали свое несогласие с правилом 24 часов. Правые сенаторы указывали на опасность «частной цензуры», которая, по их мнению, может появиться.

Проект вызвал критику и со стороны Национального совета по цифровым технологиям и Национальной консультативной комиссии по правам человека. Эксперты выразили обеспокоенность относительно возможных нарушений права свободно выражать себя в интернете. Также они отметили, что предложение сделает Google, Facebook и Apple блюстителями свободы слова.

Сами же цифровые компании заявляют о своей поддержке усиления борьбы с ненавистью в интернете, но в то же время обеспокоены штрафами или судебными спорами, которые могут возникнуть в результате нововведения.


СКЛАДЫВАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ?

Примером для Франции при создании законопроекта послужил опыт Германии, где существует акт о законности в сетях (NetzDG), распространяющийся на крупные соцсети и обязывающий сайты реагировать на жалобы пользователей. Документ был принят в 2017 году.

Согласно этому закону, соцсети должны реализовать удобную форму для приема жалоб. Изучить обращение и заблокировать доступ к противоправному контенту (или удалить его) в течение суток, если нарушение очевидно, или до недели, если речь идет о спорных случаях. В документе перечислены больше 20 статей уголовного кодекса ФРГ, в том числе предполагающие преследование за оскорбления, угрозы, клевету, пропаганду антиконституционных организаций, оскорбление государства и его символов, подстрекательство к преступлениям и одобрение незаконных действий.

За нарушение этого закона предусмотрены штрафы – до 5 млн евро для физических лиц и до 50 млн евро для юридических лиц

Инициатор ужесточения закона против соцсетей министр юстиции Германии Хайко Маас, выступая перед депутатами Бундестага, заявил, что пора положить конец ситуации, при которой интернет никак не регулируется.

Немецкие законодатели признали, что соцсети и сами в последнее время борются с оскорбительными комментариями. Вместе с тем они согласились, что саморегуляции недостаточно.

С учетом того, что Германия и Франция являются передовыми странами ЕС, эти законодательные инициативы могут стать отправной точкой для создания общеевропейских стандартов в области борьбы с разжиганием ненависти в интернете

Несмотря на то что во всех крупных соцсетях есть команды модераторов, которые следят за жалобами пользователей, удаляют противоправные посты, блокируют нарушителей, государства хотят контролировать этот процесс и вводить собственные критерии запрещенного контента.

Глава Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков в разговоре с RSpectr отметил, что соцсети хоть и регулируют размещение контента, но делают это по-своему. И не всегда отвечают на жалобы пользователей.

Поэтому государство хочет сделать так, чтобы соцсети в любом случае реагировали на ту информацию, которую оно считает противоправной. Плюс новые законы четко обозначают время, в течение которого необходимо удалить запрещенный контент – государство хочет, чтобы это делалось оперативно, а не тогда, когда информация уже распространилась.

Владимир Зыков, Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров:

– Мы наблюдаем очевидный мировой тренд, когда государства хотят, чтобы те площадки, которыми пользуются их граждане, выполняли принятые в стране правовые нормы. Аналогичные законы принимаются и в России, например, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, или о локализации данных пользователей на территории РФ.


РОССИЙСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

В 2017 году депутаты Госдумы Сергей Боярский и Андрей Альшевских внесли поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», описывающий аналогичный подход к регулированию соцсетей.

Законопроект обязывал операторов социальной сети удалять по заявлению пользователей информацию, направленную на пропаганду войны, разжигание ненависти и вражды, а также недостоверные данные, порочащие честь и достоинство другого лица. После ряда замечаний было принято решение доработать данный проект закона и внести его заново.

Новая версия законопроекта появилась в апреле 2018 года.

Согласно тексту документа, правом обязать владельцев соцсетей удалять информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, будет наделен уполномоченный государственный орган (Роскомнадзор).

На владельца социальной сети предлагается возложить ряд обязанностей:

  • создать на территории РФ представительство;
  • ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя распространяемую в соцсети информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, и иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в течение суток с момента получения заявления;
  • обеспечить удаление копий такой информации из соцсети.

В случае неисполнения владельцем соцсети указанных обязанностей доступ к ней будет ограничен.

Пока документ не был рассмотрен даже в первом чтении. Но коллеги С. Боярского и А. Альшевских разделяют мнение о том, что регулирование соцсетей со стороны государства необходимо.

Так, депутат Госдумы Антон Горелкин предложил разработать и принять закон, который позволил бы запретить рекламную деятельность Facebook в России в связи с тем, что компания не выполняет законодательство РФ. В частности, Facebook и Twitter не оплатили штрафы в размере 4 млн рублей за отказ локализовать данные россиян на территории РФ.

«Надо понимать, что ни одно суверенное государство мира больше не хочет делить власть с соцсетями, смотреть на то, как крупнейшие технологические платформы живут вне закона, прикрываясь тем, что они глобализированы, а их штаб-квартира находится вне зоны вашей юрисдикции. Во всех странах мира платформы будут регулировать все больше и больше», – прогнозирует парламентарий.


НЕОБХОДИМОСТИ В ЗАКОНЕ НЕТ

Опрошенные RSpectr эксперты отмечают, что соцсети нуждаются в контроле за размещаемым контентом, но принятие специального закона считают мерой избыточной.

В. Зыков подчеркивает, что в первую очередь необходимо добиться от администраций зарубежных онлайн-платформ выполнения требований российских законов, которые они пока игнорируют, и выплаты назначенных штрафов. Когда Facebook и другие поймут, что от этого зависит их коммерческая деятельность в нашей стране (а зарабатывают они на рекламе сотни миллионов долларов), то не захотят нарушать и другие правила. В случае с удалением противоправного контента достаточно будет саморегулирования, полагает эксперт.

Владимир Зыков, Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров:

– На мой взгляд, с соцсетями проще и эффективнее договариваться на уровне подписания неких актов добровольного желания или этических кодексов. Это не нужно вводить в правовое поле, потому что то, что сегодня актуально, завтра уже устареет. Закон – это крайняя мера, к которой надо прибегать, если отрасль не готова договариваться или не выполняет взятые на себя обязательства. Но что допустимо публиковать в интернете, а что нет – это устанавливает государство, в спорных случаях решение выносит суд или иной уполномоченный орган.

В России проблеме противоправного контента за последнее время было уделено достаточно много внимания, говорит доцент Финансового университета при Правительстве РФ Сусана Киракосян.

По ее словам, размещаемая на сайте информация проходит двухступенчатую проверку: сначала ее осуществляет администратор соцсети, и, если информация обладает неправомерным характером, модератор сам заблокирует ее или потребует удалить. Но, кроме того, пост может стать предметом жалоб пользователей, органов власти и проверки со стороны Роскомнадзора. По требованию последнего неправомерная информация должна быть удалена.

Сусана Киракосян, Финансовый университет при Правительстве РФ:

– Устанавливать ответственность за отказ в удалении контента по жалобам пользователей было бы излишне. Подобная жесткость регулирования может лишь породить практику злоупотреблений среди конкурентов, действующих под видом пострадавших пользователей. Поскольку неправомерность распространяемой информации будет оцениваться ими субъективно. При этом на практике очевидно, что соцсети нуждаются в контроле за размещаемым контентом.

Руководитель юридического отдела хостинг-провайдера REG.RU Павел Патрикеев называет принятие закона асимметричной мерой: в случае неправомерного удаления контента владельцем площадки пользователь практически лишен правовых процедур (кроме судебных) для защиты своих прав. У соцсетей, по сути, появляется тотальное оправдание и карт-бланш для удаления огромного количества пользовательского контента, часть из которого может быть отнесена к hate speech лишь формально, хотя традиционно это бы определял суд.

Павел Патрикеев, REG.RU:

– Законопроект, устанавливая сжатые сроки и размытые критерии определения hate speech (ЕСПЧ в рамках своей практики пытается определиться с данным понятием уже не один год), лишь подталкивает владельцев платформ, напуганных огромными штрафами, а также устанавливать несовершенные и максимально быстродействующие автоматизированные системы модерирования контента либо вводить сверхстрогие правила обмена информацией на своих ресурсах.

Изображение: RSpectr, Freepik.com


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Трамп VS Twitter
Президент США подписал указ о регулировании деятельности соцсетей. Что дальше?

Еще по теме

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации

Чего ожидать от нейросетей и как избежать необратимых последствий

Что нужно знать юристу, решившему работать в ИТ-компании