контроль игрового контента
Регулирование / Статьи
гаджеты информбезопасность контент
22.6.2023

Гейминг: от опасного к полезному

Возможен ли контроль игрового контента с пользой для детей

Общество осознает необходимость грамотного и рационального контроля в сфере компьютерных игр. Но правовые пробелы ведут к росту мошенничеств при покупке аккаунтов и геймерских аксессуаров в Сети. Эксперты рынка говорят о важности создания отечественного контента и роли семьи в воспитании здоровых цифровых привычек юных пользователей.

ЗАИГРАЛИСЬ НЕ НА ШУТКУ

Общая аудитория видеоигр составляет 3,7 млрд человек, это почти половина от всего населения Земли, посчитали аналитики DFC Intelligence.

Разработчики игр могут создавать приложения таким образом, чтобы побуждать детей совершать непреднамеренные покупки, говорится в отчете «Лаборатории Касперского».

В исследовании отмечается, что

киберпреступники пытаются атаковать юных геймеров, чаще для того, чтобы добраться до устройств их родителей

В июне 10-летний школьник из Магнитогорска решил купить в интернете аккаунт для компьютерной игры и перевел мошенникам 75 тыс. рублей. На уловки злоумышленников часто попадаются последователи Standoff 2, приобретая тот или иной виртуальный инвентарь.

С самого начала развития онлайн-игр геймеры являлись привлекательной для мошенников группой, констатировал в разговоре с RSpectr преподаватель кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» Алексей Ермаков. Он объяснил, что причиной этого стало слаборазвитое правовое регулирование сделок в интернете, особенно если в них участвуют граждане разных государств, а также психологические особенности самих геймеров.

Алексей Ермаков, Университет «Синергия»:

– Если объявляется о продаже «скина» (облика персонажа. – Прим. RSpectr.) по привлекательной цене, геймер не задумывается о возможном обмане, потому что благодаря покупке он сможет значительно повысить социальный статус в глазах своего комьюнити.

То же самое может происходить с приобретением чит-кода – мошеннической по своей сути программы, когда очень хочется победить в игре, а собственных способностей недостаточно, отметил эксперт.

Популярные читы часто предлагается скачать на фишинговых ресурсах. В «Лаборатории Касперского» констатировали:

для таких игр, как Roblox, Minecraft, Fortnite и Apex Legends, в 2022 году было создано более 878 тыс. поддельных страниц

С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Следует разделить понятия защиты киберпространства от разного рода мошенников и ограждения детей от вредоносного контента, распространяемого с помощью видеоигр, пояснил RSpectr декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин. И в первом, и во втором случае есть пространство для регуляторной политики.

Законодательного регулирования гейминга не существует, это как говорить о контроле просмотра телевизора в домашних условиях, отметил в разговоре с RSpectr президент Федерации компьютерного спорта России (ФКС России) Дмитрий Смит.

Однако общество все больше осознает необходимость вмешательства в эту сферу. Глава ФКС России указал, что

в РФ есть законы, регулирующие дистрибуцию игр и их защиту как объектов интеллектуальной собственности

Ранее на уровне правительства обсуждалась инициатива о формировании в РФ перечня вредных для детей компьютерных развлечений.

Дмитрий Смит, ФКС России:

– Нам нужен не только реестр запрещенных игр – необходим единый орган, который будет осуществлять контроль всех новых продуктов на рынке. Речь идет, прежде всего, об экспертной оценке и возрастной маркировке.

По словам Дмитрия Смита, сейчас этим занимаются сами издатели игр, при этом они часто ориентируются на западные нормативные аналоги, что не всегда учитывает специфику российского менталитета.

Сергей Гатауллин, МТУСИ:

– Излишний контроль может замедлить развитие отечественного рынка, а недостаточный – позволит проникать через видеоигры деструктивному контенту.

Эксперт МТУСИ настаивает на том, что регулирование нужно устанавливать с учетом международного опыта.

В июне 2023 года стало известно, что Microsoft заплатит штраф в размере 20 млн долларов, чтобы снять обвинения Федеральной торговой комиссии (FTC) США в незаконном сборе и хранении данных детей, которые зарегистрировались в игровой системе компании Xbox.

Разработчик игр Epic Games согласился выплатить 520 млн долларов штрафа, из которых почти половина предназначена игрокам, в связи с расследованием FTC о транзакциях в игре Fortnite. Ранее более миллиона родителей пожаловались в службу поддержки Epic Games на несанкционированные списания денег с аккаунтов детей в игре без их согласия.

СВОИ РАЗРАБОТКИ

Для гармоничного развития отечественной игровой индустрии важно создание отечественных видеоигр, считает глава Комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн. В ФКС России согласны с ним.

Депутат не раз напоминал, что разработчики могут принять участие в конкурсах Института развития интернета (ИРИ) на создание подобного контента для молодежи, а также запросить помощь у Минцифры РФ в рамках реализации второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли.

На ПМЭФ-2023 сообщили, что

ИРИ поддержал выпуск видеоигры «Смута», релиз которой ожидается в конце года

Создатель проекта – студия Cyberia Nova – взял за основу роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», который описывает кульминацию Смутного времени.

Рост игровых студий в стране также позволит привлечь инвестиции в высокотехнологичный сектор экономики и заодно покажет конкурентоспособность российской отрасли, считает Дмитрий Смит. ФКС России оказывает поддержку этому направлению и популяризует игры от российских разработчиков на киберспортивной арене.

Дмитрий Смит, ФКС России:

– Мы провели студенческий турнир по Standoff 2, который сообщество очень тепло встретило. Также в России проходят соревнования по Warface. Это тоже довольно популярный шутер с более чем десятилетней историей.

В ФКС России отметили сотрудничество с недавно созданной в стране Ассоциацией разработчиков видеоигр, в частности, с инициаторами ее появления – компанией Lesta Games и платформой VK Play.

Игры как сегмент рынка цифровых товаров необходимо развивать, но при принудительном встраивании заданного контента, не имеющего спроса, может повториться ситуация, аналогичная некоторым проектам российского кинематографа, предупредил Сергей Гатауллин. Как профинансированные государством фильмы могли не иметь успеха в прокате, так и эффективность таких вложений будет отрицательной, пояснил эксперт.

ВОСПИТАНИЕ ИГРОЙ

Стоит различать спортсменов и тех, кто просто «залипает» в смартфон или приставку, говорит Дмитрий Смит. По его словам, участники турниров по компьютерному спорту,

члены киберспортивных команд учатся соблюдать режим и дозировать время, проведенное в игре

Существует понятие «нехимическая зависимость» – болезненная тяга к потреблению контента: запойный просмотр сериалов или бесконтрольное погружение в игры, обратил внимание он.

Дмитрий Смит, ФКС России:

– Это приводит как минимум к нарушению режима сна, но может стать причиной серьезных проблем со здоровьем.

Когда родители не ограничивают детей в играх и потреблении развлекательного контента, то спустя время обнаруживают, что те ничего не хотят от жизни, отметил в разговоре с RSpectr основатель и продюсер компании «РОББО» Павел Фролов. По его словам, только взрослые могут привить детям дисциплину через воспитание, гаджетам такое не под силу.

Родительский контроль необходим, и хотя в России нет закона, который обязывает взрослых устанавливать такие спецприложения на компьютере, доступном ребенку, тем не менее инструмент есть, напомнил глава ФКС России.

Юным пользователям необходимо прививать интерес к изучению техники. Для этого родители на досуге могут заниматься с ними различными проектами, говорит Павел Фролов. Можно предложить детям попробовать, например, собрать компьютер.

Павел Фролов, «РОББО»:

– Недавно мы с ребенком занимались именно этим, и он был очень нацелен на результат. Сначала мы пропылесосили старый компьютер, изучили его микросхемы, затем собрали и настроили.

Алексей Ермаков согласен, что

самым эффективным путем для защиты от угроз являются не запреты, а увеличение степени вовлеченности родителей в активность их детей и превращения гейминга в средство воспитания

Алексей Ермаков, Университет «Синергия»:

– Наиболее естественным может быть переключение внимания ребенка с игр в сторону разработки простых компьютерных игр, благо примеров кода для них достаточно на разных языках программирования. Возможно, стоит помочь детям организовать мини-турнир по компьютерному спорту, создать спортивную команду.

Подобных решений много, говорит эксперт, и взрослые все чаще помогают детям во взрослении, поскольку больше половины из них согласны с тем, что современные подростки зависимы от гаджетов и интернета.

Наталия Черкасова

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

Еще по теме

Как регулировать оборот персональной информации пользователей IoB

Какое регулирование ждет российский рынок дата-центров

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации