Регулирование / Статьи
информбезопасность сервисы
20.4.2023

Гейминг с умом

Как снизить риски для несовершеннолетних пользователей компьютерных игр

Цифровая игровая среда небезопасна для детей, они могут стать жертвами мошенников и кибербуллинга. Родители в силу отсутствия знаний не всегда могут обеспечить должный контроль за начинающими геймерами. Как регулировать использование игрового контента, какие меры необходимы, рассказали собеседники RSpectr.

ОПАСНАЯ ИГРА

Большинство – 60% – взрослых не применяют средства контроля на используемом ребенком компьютере, говорится в исследовании агентства HD Артель. Отсутствие родительского контроля в домашней сети может привести к серьезным последствиям. Например, дети могут столкнуться с деструктивным контентом, стать жертвами кибербуллинга и киберпреступлений, на компьютер может быть установлено вредоносное ПО, рассказала RSpectr директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «Главный радиочастотный центр» Людмила Куровская (создан в 2021 году по инициативе Роскомнадзора).

Дети, зачастую доверчивые, наивные, юркие, не замечают подвоха, отметила в разговоре с RSpectr руководитель направления гейм-дизайна и разработки игр Университета «Синергия» Алина Павлова.

Основатель и продюсер компании «РОББО» Павел Фролов рассказал RSpectr, как благодаря компьютерным играм мошенники используют юных геймеров в своих интересах.

Павел Фролов, «РОББО»:

– Часто дети в ходе игры скачивают вирус вместо нужного файла. Или реагируют на разные приманки мошенников, например, предложение прокачать статус. Далее они получают СМС с просьбой отправить код. Кроме того, преступники часто предлагают несовершеннолетним купить ресурсы, отправляя им сообщения в ходе игры.

Аналитики HD Артель констатировали, что две трети родителей позволяют ребенку самостоятельно решать, какие онлайн-игры выбирать. Пока взрослые в неведении, ребенок может общаться в играх как в обычной соцсети, с кем угодно. Это могут быть мошенники, маньяки или экстремисты, рассказал в разговоре с RSpectr эксперт Лиги безопасного интернета Никита Павлухин. По его словам,

были случаи, когда преступные организации вербовали в свои ряды детей и подростков внутри онлайн-игр

Людмила Куровская отметила, что серьезную опасность в игровой среде также представляет контент неочевидного содержания, побуждающий к совершению самоубийства либо оправдывающий допустимость насилия, отрицающий семейные ценности, пропагандирующий нетрадиционные сексуальные отношения.

Людмила Куровская, Центр правовой помощи:

– Подобный контент в игровой форме вуалирует запрещенную законом информацию таким образом, чтобы ее было непросто идентифицировать. Поэтому родители и педагоги часто не понимают, почему дети, попав в чаты игроков или тематические группы, так легко и быстро проникаются деструктивными идеями и так просто принимают их.

Для подростков, играющих в онлайн-игры, рисков очень много. Они могут проявляться на физическом уровне как усталость, синдром запястного канала, зрительное напряжение и ожирение. Иметь социальные последствия, такие как, например, отчуждение от семьи и друзей, и психологические – в виде депрессии или тревоги, пояснила RSpectr эксперт по кибербезопасности компании «Вебмониторэкс» Екатерина Старостина.

Крайне важно контролировать количество проведенного ребенком времени в приложениях, подтвердил RSpectr веб-разработчик Станислав Мураховский, один воспитывающий дочь. Иначе, по его словам, ребенок отдаляется от реальности, становится неадекватным и неуправляемым, у него искажается восприятие окружающего мира.

ПОВЛИЯТЬ И ОГРАНИЧИТЬ

Регулирование для защиты подростков в игровой сфере необходимо, считает Екатерина Старостина. Эксперт предлагает обратить внимание на меры против киберзапугивания, а также ограничения:

  • времени использования экрана в день/неделю для младших школьников;
  • возраста для участия в определенных типах игр.

Существующие правила защиты несовершеннолетних в Сети зачастую основаны на фильтрации контента по возрасту, его определении и подтверждении, сказала Людмила Куровская. Но, как показывает практика,

дети быстро адаптируются к заданным условиям, и им удается обходить механизмы, используемые разработчиками для проверки возраста

Ребенку легко приспособиться в условиях, когда родители не имеют понятия, как устанавливать те или иные системы слежения, – в этом при опросе HD Артель признались 9% взрослых.

Систему родительского контроля в условиях отсутствия специальных познаний у родителя можно рассматривать как оптимальную техническую меру регулирования контента, полагает Людмила Куровская. «Она включает ограничение времени, ограничение денег, которыми могут пользоваться несовершеннолетние в интернет-игре, и возрастной ценз», – отметила директор Центра правовой помощи.

Алина Павлова считает, что в части регулирования возраста нужен закон, вводящий ограничения на игровые продукты, он повлияет в том числе на то, какую графику в игре получает ребенок. Эксперт привела пример: игра «Киберпанк 2077» позволяет пользователю выбрать возрастное ограничение 18+ или 16+, контент в этих версиях различается.

Екатерина Старостина напомнила, что

Комиссия Совета законодателей РФ по информполитике предложила ввести реестр вредных для детей компьютерных игр

Эксперт уверена, что инициатива нуждается в доработке, прежде чем сможет вступить в силу.

Алина Павлова думает, что создание подобного перечня равно запрету доступа к домашнему интернету. Эксперт объяснила, что если ребенок не получит контент здесь и сейчас, то найдет его в другом месте. Так работает детская психология – интереснее всего то, что запрещено.

Представитель «Синергии» предложила законодательно закрепить принцип вариативности, а не запрета. Например, возможность вводить внутриигровые подборки определенной направленности и формата. Скажем, нацеленные на выявление у ребенка потенциала в различных областях знаний – дизайне или программировании.

ПОГОВОРИТЬ И ОБЪЯСНИТЬ

Людмила Куровская отметила, что меры по регулированию не освобождают от необходимости объяснять детям, как защитить свою личную информацию и как действовать в случае угроз или шантажа в интернете, в том числе в игровых чатах.

Если ребенок пошел на поводу у злоумышленников, ругать и наказывать его не стоит, уверен Павел Фролов. В будущем он попросту не расскажет о проступках, что приведет к критическим последствиям.

Ряд стран фиксирует массовый уход подростков в гейминг, и власти начинают регулировать эту сферу. Людмила Куровская рассказала, что в Китае с 2007 года применяются ограничения времени, которое дети могут проводить в компьютерных играх.

Людмила Куровская, Центр правовой помощи:

– Активно работает система фильтрации контента: выборочно ограничен доступ к интернет-ресурсам, расположенным на серверах за пределами страны.

В Южной Корее до 2021 года действовал запрет на предоставление доступа к игровым сервисам для несовершеннолетних, сообщила директор Центра правовой помощи.

В HD Артель считают, что в обществе необходимо формировать цифровую игровую культуру и грамотность. Никита Павлухин говорит, что это порой проблематично, поскольку

во многих играх модерация работает очень слабо, не справляется с объемом пользователей или игнорирует откровенные нарушения собственных правил

Алина Павлова напомнила, что мир игр, каким бы страшным он ни казался родителям, интересный и позитивный.

Алина Павлова, «Синергия»:

Не стоит забывать о популярных играх, где ребята организовывают единую онлайн-команду и пытаются добиться общей цели. В таких группах дети общаются, поддерживают друг друга, что помогает, например, интровертам.

Эксперт выступает за решение вопросов о запретах в индивидуальном порядке и советует родителям быть внимательными к особенностям характера ребенка, больше интересоваться тем, что его беспокоит.

Наталия Черкасова

Изображение: RSpectr, Freepik.com

Еще по теме

Насколько эффективной будет маркировка синтезированного нейросетью контента

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации

Чего ожидать от нейросетей и как избежать необратимых последствий

Что нужно знать юристу, решившему работать в ИТ-компании