Конец информационной раздробленности
Как проходит цифровизация данных в госструктурах в рамках единой платформы «ГосТех»
Ведомственная цифровизация набирает темп, и создание единой электронной площадки для информсистем должно ликвидировать их «лоскутность». Гарантом эффективной работы «ГосТеха» должны стать качественно структурированные данные и их защищенность в системе. Эксперты уверены – чем больше сведений будет автоматизировано, тем более ориентированным на пользователей станет государство.
БЕЗОПАСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Правительство РФ планировало утвердить график перевода ГИС на платформу «ГосТех» в марте. Пока этого не произошло, вместе с тем на прошлой неделе вышло постановление кабмина о том, что эксперимент по повышению уровня защищенности ГИС ФОИВ продлен на год. В документе говорится об устранении недостатков.
В основном развитию ГИС мешают ограниченные бюджетные и людские ресурсы ФОИВов, отметил в разговоре с RSpectr директор департамента предоставления ИТ- и ИБ-услуг компании Simplity Евгений Нургалиев.
По данным Счетной палаты,
на одно федеральное ведомство в 2022 году приходилось девять ГИС и восемь информационных систем иных категорий
Евгений Нургалиев полагает, что единая платформа решит эту проблему и поможет развитию ГИС.
«ГосТех» создан для того, чтобы положить конец информационной раздробленности ФОИВов и обеспечить качественное управление госданными, сообщил RSpectr глава комитета по стандартизации в области промышленного и гражданского строительства АРПП «Отечественный софт», заместитель генерального директора «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров. «Аудиторы Счетной палаты по итогам проведенного анализа в августе 2022 года отметили обособленность, раздробленность и противоречивость собранных данных, “лоскутность” информсистем и их узковедомственную или узкоотраслевую направленность», – отметил эксперт.
В упомянутом постановлении правительства РФ говорится о необходимости проведения оценки уровня защищенности информационных систем.
Евгений Нургалиев, Simplity:
– Это так называемые «тесты на проникновение», то есть имитация действий хакеров с целью выявления всех возможных путей реализации злонамеренных действий, таких как кража информации, дефейс, запуск шифровальщика.
Требования к госинформсистемам, в условиях внешних вызовов для России, должны формироваться на основе высокой степени защищенности данных. «Необходимо исключить три фактора риска: возможности повредить, считать и удалить данные. Причем риски должны исключаться на программно-аппаратном уровне по четко выверенным на основе многолетней практики критериям», – считает Михаил Бочаров. Эксперт напомнил, что в середине марта было принято постановление правительства РФ об ужесточении требований к использованию биометрических персональных данных.
Мы видим явный тренд на системное усиление защиты информации – государство стремится навести порядок в этой сфере
отметил представитель «Отечественного софта».
Пока же часть данных гуляет по открытым источникам, тем же мессенджерам, почтовым сервисам, которые зачастую находятся за рубежом.
«Сегодня ощущается дефицит законодательных ограничений по обороту данных, которые должны усилить защиту информации. Без решения этих вопросов будет сложно эффективно провести цифровизацию экономики», – сказал Михаил Бочаров.
Евгений Нургалиев констатировал, что для ГИС характерны те же уязвимости, что и для большинства корпоративных информсистем: необновленное ПО, ошибки в архитектуре, некорректная настройка служб. «Тормозом для входа в “ГосТех” выступает необходимость перепроектирования архитектуры ГИСов. Все работы над ними выполняют внешние подрядчики на платформах собственной разработки. В самих ФОИВах таких компетенций нет», – пояснил Евгений Нургалиев.
Тем не менее в госорганах оцифровано более 70% госданных, отметили аналитики агентства «Полилог», которые провели опрос в 15 госведомствах в марте этого года. На вопрос «Какой процент данных, с которыми работает чиновник, хранится в информсистемах ведомства?» порядка 25% ответили – 90-100% данных. Большинство – почти 40% сотрудников – сказали, что в ГИС имеется от 70 до 90% данных, с которыми они работали.
Государственные сервисы госуслуг достаточно быстро наполняются данными, схожая ситуация и у системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), подтвердил представитель ассоциации «Отечественный софт» Михаил Бочаров.
По его оценкам, данные в различных госструктурах переведены в цифру ориентировочно на 30-60%. По информации Счетной палаты на август 2022 года, в ГИСах хранится более 500 тыс. терабайт данных, но уже их сложно использовать для принятия управленческих решений, пояснил эксперт.
В марте Счетная палата дала рекомендации по регулированию ГИС. Представители контрольного органа сообщали, что по итогам проведенной в 2022 году проверки 390 федеральных ГИС фактически таковыми не признаны.
Наличие большого числа информистем, на которые не распространяются обязательные требования по безопасности, но функционал которых при этом соответствует ГИС, создает угрозы кибербезопасности, в том числе для государственного управления, объяснил Евгений Нургалиев.
ХОРОШИЕ И НЕ ОЧЕНЬ
Представитель Simplity уточнил, что есть разница в степени подготовленности различных ГИС, она связана как с разным уровнем компетенций их разработчиков, так и с различной степенью сложности функционала систем.
Евгений Нургалиев привел в пример успешную историю по созданию госреестра ЕГР ЗАГС. С 2018 года все сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния вносятся в систему автоматически, но оцифровка исторических данных – всего около 540 млн записей с 1926 года – проходила в период с 2019 по конец 2020 года.
Есть и другие позитивные кейсы. Создание Федеральной ГИС племенных ресурсов от Минприроды, включающей в себя данные по племенному животноводству нашей страны, позволило внести соответствующие поправки в профильное законодательство.
В то же время есть примеры слабых информсистем. Бывший глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ноябре 2022 года назвал ГИС ЖКХ «неэффективной системой», куда заносится всего 30% данных, хотя по проекту это должна была быть самая мощная и разветвленная информационная система – с учетом огромного числа ее пользователей.
Одним из факторов малоосмысленного и неуправляемого сбора данных является терминологический казус – «машиночитаемость», считает Михаил Бочаров. По его мнению, важно разделять машиночитаемые и машинопонимаемые оцифрованные данные.
Михаил Бочаров, АРПП «Отечественный софт»:
– Термин «машиночитаемость» идет из ИТ-отрасли, где подразумевается, что машина поняла считываемый код. Но когда мы говорим об оцифровке документа, то важно, чтобы машина смогла сопоставить информацию и связать ее, продемонстрировав взаимосвязанность задач и действий.
В стандартах, которые «СиСофт Девелопмент» разработал для отечественного информационного моделирования, четко разделены понятия «машиночитаемость» и «машинопонимаемость», рассказал эксперт. Это вроде бы незначительное отличие, отметил он, но именно оно в совокупности с другими «мелочами» позволит структурировать большие данные для эффективного управления.
ЧТО СТИМУЛИРУЕТ ЦИФРОВИЗАЦИЮ
Задержка с построением ГИС не всецело, но связана с процессом оцифровки государственных данных, полагает Евгений Нургалиев.
Руководитель департамента цифровых решений «Полилога» Людмила Богатырева констатировала, что на федеральном уровне госорганы практически перестали работать с бумагой.
Людмила Богатырева, «Полилог»:
– Даже архивные материалы, которые многие годы скапливались в коробках в отдельных помещениях, были частично оцифрованы.
Эксперт отметила, что ситуация в разных ведомствах может различаться и объем автоматизированной информации неравномерен. Так, 30% опрошенных заявляют, что в их ФОИВах оцифровано от 90 до 100% госданных, в других органах почти 17% служащих ответили, что масштаб оцифровки не превышает 30%.
При этом аналитики указали, что
большой объем данных не является препятствием при переводе в цифру практически для всех органов власти
«Рост скорости перевода информации в цифру связан с накопленным опытом цифровизации и работы с ГИС, то есть с растущим уровнем цифровой зрелости ведомств», – утверждает заведующий международной лабораторией цифровой трансформации в госуправлении Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгений Стырин.
Чтобы поднять планку, нужно начать с гармонизации данных, считает архитектор доменного проектирования ФКУ «ГосТех» Павел Бокарев. По его словам, если информация в ведомствах дублируется, что сегодня часто встречается, то теряется актуальная информация о гражданах.
Евгений Стырин подчеркнул, что опрос выявил связь между клиентоцентричностью в оказании госуслуг и оцифровкой государственных данных.
Евгений Стырин, НИУ ВШЭ:
– Важно сохранять совместное развитие обоих трендов, поскольку только в этом случае госуправление становится умным и ориентированным на индивидуальные потребности граждан.
В числе главных стимулов цифровизации – законодательные требования и повышение качества работы внутри ведомства, отметили госслужащие в опросе. Клиентоцентричность как критерий они поставили на третье место.
Людмила Богатырева рассказала, что развивающие это направление проекты – «Государство для людей» и «ГосТех» – были запущены не так давно, и госорганы еще не получили полный перечень поручений в их рамках.
Павел Бокарев заключил, что ни один сервис не будет эффективно функционировать без данных, то есть клиентоориентированный подход по умолчанию связан с дата-центричным.
Наталия Черкасова