А чье кино?
Продюсеры и вещатели вновь спорят о правах на контент
Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) просит ввести запрет на полное отчуждение прав в отношении фильмов и сериалов в пользу ТВ-каналов и онлайн-сервисов. В апреле 2020 года такое обращение направлено в правительство, в 2016-м – было адресовано президенту. Объем приобретаемых участниками рынка прав обсуждается со времен кризиса 2014 года. Проблема стала актуальной в связи с полной остановкой производства в киноотрасли, вызванной пандемией коронавируса.
ПОТЕРИ В ПРОИЗВОДСТВЕ
Отечественная киноиндустрия в течение ближайшего года недополучит 73 млрд рублей, а в ближайшие три года потеряет около 150 млрд рублей сообщил на пресс-конференции в ТАСС председатель правления АПКиТ и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов. Он пояснил, что запуска новых отечественных проектов в 2020 году не предвидится.
Сергей Щеглов, генеральный продюсер и сооснователь кинокомпании «Триикс Медиа»:
– Киноиндустрия переживает огромные финансовые трудности из-за пандемии коронавируса. Съемочные группы расформированы, работа остановлена. Если говорить конкретно о «Триикс Медиа», наши убытки уже составили около 25 млн рублей. Если запрет продлят и дальше, до лета, потеряем самый активный съемочный период. Большинство съемок планируется именно на лето. Без государственной поддержки восстановление кинопроизводства может затянуться на несколько лет.
С. Сельянов назвал прекращение съемочного процесса из-за пандемии большим ударом, последствия которого будут сказываться на российском рынке порядка пяти лет.
«В год в стране снимается более 100 полнометражных фильмов и около 500 телевизионных. Это 600 творческих коллективов – армия кинематографистов, оставшаяся сегодня без зарплат», – констатировал глава продюсерской компании «Профит» Игорь Толстунов.
ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ – В КРИЗИС
Сегодня, когда есть время вынужденного бездействия, кинорынку нужно обсуждать вопросы с горизонтом в 20-30 лет, сообщил RSpectr соучредитель продюсерской компании Cosmos studio Александр Акопов.
Одним из важных для развития отрасли условий является разграничение прав на фильмы и сериалы, и АПКиТ в апреле инициировала обсуждение проблемы в очередной раз. Этот вопрос опосредованно связан с коронавирусом, потому что в такие переломные моменты, как сейчас, проблемы обнажаются, ответил на вопрос RSpectr С. Сельянов.
В письме АПКиТ в правительство говорится, что
для поддержки кинорынка нужен законодательно оформленный «запрет на полное отчуждение прав в отношении аудиовизуальных произведений в пользу телевещателей, онлайн-платформ и т. д. более чем на три года»
Александр Акопов, Cosmos studio:
– Если мы хотим, чтобы у нас была здоровая индустрия, которая хотя бы через 30 лет перестала просить деньги у государства, мы должны пойти по жесткому пути. Запрет нужен для того, чтобы через какое-то время студии накопили собственную экономическую мощь, чтобы они стали серьезным субъектом рынка.
Сергей Сельянов, АПКиТ, «СТВ»:
– Эта стратегическая мера отвечает мировой практике. В США, Австралии и Великобритания есть соответствующие регламенты. Сегодня в Евросоюзе заканчивается работа над законом, согласно которому права от продюсеров не могут отчуждаться навсегда. Поскольку это лишает их мотивации делать кино качественно, умножает на ноль капитализацию компаний.
Глава «СТВ» объяснил, что, в случае если каналы или платформы сами пишут сценарий, находят режиссера, главных актеров и поручают произвести фильм какой-либо киностудии, права остаются за вещателем.
Между тем в отраслевых законах, которые были приняты в других странах, телеканалам просто не разрешалось придумывать сценарии, а значит, впоследствии владеть какими бы то ни было интеллектуальными правами, отмечает А. Акопов. В США в течение 40 лет игрокам рынка даже запрещали одновременно владеть телеканалом и киностудией, чтобы защитить интересы производителей контента, привел пример эксперт.
С. Сельянов пояснил детали предложения АПКиТ: «Та платформа, канал, которая владеет правами три года, после этого срока сохраняет свои позиции, но отдает продюсерской компании роялти – часть доходов от реализации фильма. Либо права переходят киностудии, и она, в свою очередь, делится частью прибыли».
По мнению экспертов рынка, эти меры справедливы.
Сергей Щеглов, «Триикс Медиа»:
– Это необходимо для поддержания киноотрасли и ее дальнейшего восстановления. Запрет на бессрочное отчуждение прав поможет сократить последствия кризиса. В настоящий момент продюсерские компании лишены капитализации, которая обеспечивается «библиотекой» – правами и доходами от реализации контента.
Без больших бюджетов не будет больших картин, которые станут драйверами кинопроката, констатировал И. Толстунов.
СОХРАНИТЬ КАЧЕСТВО КОНТЕНТА
Главный вклад продюсеров в том, что они придумывают контент, а не просто его производят. Креативная составляющая – основной функционал продюсерских компаний, говорит С. Сельянов.
Если у продакшн-компаний будут оставаться права, они смогут поддерживать качество за счет монетизации библиотеки, рассказала RSpectr главный продюсер «Амедиа Продакшн» Наталия Клибанова. По ее словам, сегодня это сделать сложно.
Наталия Клибанова, «Амедиа Продакшн»:
– Пандемия внесла свои коррективы. Из-за того, что телеканалы и платформы снизили закупочные цены примерно на 20%, на производстве теперь можно заработать только через потерю качества продукта.
Телеканалы сокращают ранее заключенные контракты, мотивируя это уменьшением рекламных бюджетов вдвое и более, сообщил генеральный директор медиагруппы «ТелеАльянс» Эжен Щедрин в ходе другой онлайн-дискуссии. Очевидно, что это форс-мажор, на который можно списать все что угодно, добавил эксперт.
В свое время права на фильмы в РФ удалось отвоевать телевещателям, рассказал С. Сельянов.
Наталия Клибанова, главный продюсер «Амедиа Продакшн»:
– Сначала продюсеры пострадали из-за закрытия рынка Украины, которая давала дополнительные 10-30% доходов. Потом большинство телеканалов и платформ стали забирать все права на контент, включая цифровые и международные. И продюсерам осталось только зарабатывать на производстве, что очень непросто, потому что всегда есть желание сделать по-настоящему качественный продукт, вложив в него максимальное количество ресурсов.
Н. Клибанова заключила, что
если предложение АПКиТ будет поддержано, то у продюсеров появится возможность монетизировать права на уже готовый продукт и окупить затраты на производство
ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
Проект решения о справедливом распределении доходов от реализации контента «лежал на столе» у телеканалов еще пять лет назад (после кризиса 2014 года), эксперты собирались и обсуждали вопрос, напомнил С. Сельянов.
Кинопродюсер отметил, что инициировал создание цивилизованной системы отношений на кинорынке в числе прочих «Первый канал». О том, что этот вещатель идет навстречу продюсерам и дает им «возможность быть не просто производящей компанией», топ-менеджеры «Амедиа» рассказывали в 2017 году.
Между тем Минкомсвязь не поддерживает данные инициативы АПКиТ. Еще в 2016 году регулятор не согласился с ассоциацией, которая просила запретить телеканалам выкупать бессрочные права на фильмы.
Заместитель министра Алексей Волин в той ситуации отреагировал так: «Сейчас продюсерам никто не мешает на таких условиях продавать свою продукцию каналам. Но делать это они могут с теми сериалами, которые целиком сняли на свои деньги. А когда канал, по сути дела, гарантирует им сбыт, а подчас и финансирует производство, то правила игры будет определять канал».
Похожего мнения придерживается генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
Алексей Бырдин, «Интернет-видео»:
– Инициативу АПКиТ в формулировке «запрет отчуждения» я считаю вредной и некорректной хотя бы потому, что такое отчуждение прав не может быть установлено на какой-то срок.
Мне понятно, за что борются продюсеры. Это их острая, но довольно частная проблема, которая касается взаимоотношений лишь с некоторыми телеканалами. Сегодня большое количество ТВ-контента создается по заказу вещателей. Они платят студиям за производство, после чего права на контент переходят телеканалам. А продюсеры хотят, чтобы каналы отдавали права им, оставляя себе лишь лицензию с правом временного показа этого сериала. На мой взгляд, это несправедливо. Исключительные права принадлежат тому, кто вложился креативно и финансово и несет предпринимательские риски. Ничто не мешает нашим продюсерам снимать на свои деньги и потом предлагать готовый продукт телевизионным вещателям или видеоплатформам на условиях срочной исключительной или неисключительной лицензии. Многие так и делают. Это нормальный общепринятый подход.
А. Бырдин в разговоре с RSpectr также отметил, что
«изменениями отраслевого законодательства проблему не решить, а менять гражданский кодекс ради такой цели – явный перебор и высокий риск пошатнуть другие сферы правоотношений»
Ситуация может иметь решение не в законодательной, а в переговорной плоскости, к чему и призывает коллег по обе стороны конфликта глава ассоциации «Интернет-видео».
В Медиа-Коммуникационном Союзе идею АПКиТ назвали непонятной и сообщили, что не готовы комментировать инициативу. Представители телеканалов также не ответили на вопрос о преимуществах для компаний в случае рассмотрения в правительстве предложения профильной ассоциации.
Изображение: RSpectr, Freepik.com
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: