Медиа / Статьи
контент медиа сервисы технологии цифровизация
21.1.2022

Нейросеть для оперы

Как технологии меняют жанры классического искусства

Российские театры готовы пробовать и внедрять самые разные цифровые новшества – для постановки спектаклей и создания контента нового типа в смартфонах. Задача инноваций не в демонстрации достижений, а в раскрытии замысла режиссера и таланта артистов, говорят руководители столичных культурных площадок. И традиционная, и виртуальная сцена ждет интересных решений от разработчиков. Ряд идей реализован в период пандемии, но многие перспективные проекты для продолжения нуждаются в монетизации.


ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА

4 февраля 2022 года анонсирован показ оперного веб-сериала «Маски», рассказывающего в гротескной форме о любви, дружбе и предательстве во время эпидемии. Премьера состоится в социальных сетях содружества музыкантов «Оркестр 1703».

Проект курирует Лаборатория исследования цифровой оперы, рассказал создатель сообщества, приглашенный режиссер-постановщик Мариинского театра Дмитрий Отяковский на Гайдаровском форуме. Команда единомышленников уже несколько лет занимается изучением синтеза новых технологий с музыкальным театром и придумывает, какой может быть опера завтрашнего дня.

Дмитрий Отяковский, Лаборатория исследования цифровой оперы:

– Мы не стремимся перенести спектакли со сцены в веб-пространство, или организовать трансляции существующих событий, а создаем постановки, изначально предназначенные для просмотра онлайн.

Режиссер подчеркивает, что

цифровая опера – это совершенно новый вид искусства. Продукт сразу выходит в формате приложения

В Лаборатории сегодня работают еще над одним проектом. В 2022 году на мобильных экранах можно будет посмотреть deepfake-оперу «Каменный гость». В основе сюжета – приключения современного Дон Жуана. По замыслу авторов он получил доступ к сайтам знакомств и приложениям, меняющим внешность при видеозвонках, и ищет жертв своих афер.


ШЕДЕВРЫ В НОВОМ ФОРМАТЕ

Огромный интерес к цифровому контенту возник в 2020 году в период локдауна, когда актеры и музыканты по всему миру искали способы реализовать себя в новых условиях. Именно тогда, в период первой волны COVID-19, авторским коллективом Лаборатории и приглашенными певцами был создан оперный фильм «Пир во время чумы». Солисты из Германии, Франции, Италии и России записали музыкальные партии в домашних студиях, взаимодействуя через экран компьютера.

Премьера действа в формате screenlife состоялась при поддержке ВКонтакте. Соцсеть вставляла фрагменты трансляции в ленты случайных пользователей, не следящих за оперным искусством, пояснил Д.Отяковский. У многих, судя по отзывам, это было первое погружение в серьезную музыку в череде листания картинок с «котиками». Такие нестандартные формы подачи контента особенно хороши для популяризации искусства, считают создатели проекта.

Дмитрий Отяковский, Лаборатория исследования цифровой оперы:

– Меня потрясает способность экрана гаджета передавать человеческие глубинные страхи и комплексы. Пользователь пишет сообщение, удаляет, придумывает новое, добавляет смайлик, стирает его, прикрепляет картинку – это новый мир цифровой эстетики, каждый из нас находится в нем по 4-5 часов в день. Screenlife – это потрясающая возможность выразить новую реальность с помощью технологий.

«Пир во время чумы» по оценке национальной оперной премии «Онегин» был признан лучшим онлайн-проектом 2020 года. Спектакль также стал участником первого в России онлайн-фестиваля «Цифровой театр», в программе которого были и другие премьеры: Instagram-мюзикл «Мой длинноногий деда», анимационная онлайн-опера «Подключись» Музыкального детского театра имени Сац, VR-спектакль театра «Практика» «Три сестры. Финал» и др.

В 2020–2021 годах Лаборатория исследования цифровой оперы создала еще несколько проектов с оригинальной подачей контента:

  • Симфоническая сказка «Снежная королева» в формате screenlife, рассказывающая о видеозахвате экранов смартфонов главных героев.
  • Опера «Глоссарий 2.0» на либретто, сгенерированное нейросетью. Главную партию в спектакле исполнил Google-переводчик.
  • Let’s play опера «Скупой рыцарь», реализованная в мире мультиплеерной ролевой онлайн-игры «Сфера».
  • Опера «Грехопадение», созданная в формате приложения дополненной реальности (AR). Зайти в сервис можно было, сканировав QR-код в виде портрета писателя Даниила Хармса.
  • Перформативный медиапроменад по рекам Санкт-Петербурга. AR-приложение позволило зрителю с помощью смартфона визуализировать психоакустические аномалии.

Некоторые проекты неожиданно собрали огромную онлайн-аудиторию, констатировал Д.Отяковский. «Пир во время чумы» и «Скупой рыцарь» суммарно привлекли порядка 250 тыс. зрителей. Учитывая интерес к проектам, 

в Лаборатории думают о проведении в Москве международного фестиваля цифровой оперы


ИННОВАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ АРТИСТА

Словосочетание «цифровой театр» (ЦТ) некоторые называют оксюмороном, констатировал ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский. По мнению Д.Отяковского, противопоставлять ЦТ аналоговому странно, поскольку всегда новейшие технологии обкатывались на сцене, прежде чем прийти, например, в кинематограф.

Дмитрий Отяковский, Лаборатория исследования цифровой оперы:

– Цифровой театр не замещает классический, а скорее популяризирует традиционные формы искусства. Мы в Лаборатории исследуем, как зарождающиеся технологии могут представить шедевры в новом формате. В том числе для того, чтобы поддержать музыкантов в периоды кризисов, локдаунов, выработав законы существования артистов в постковидном мире.

По мнению Г.Заславского, сегодня важно найти формы монетизации для тех бесплатных онлайн-показов, которые проходили в 2020–2021 годах. Так уникальные постановки получат продолжение.

ЦТ сегодня многообразен в своих проявлениях – это и новые форматы подачи контента, и 3D-декорации, и система виртуальной акустики в зрительном зале, и умное сценическое пространство. Новейшими разработками оснащены сегодня многие московские площадки. По словам гендиректора и художественного руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана, в театре сегодня применяются технологии последнего поколения в области света и звука. Вместе с тем есть ряд проблем, в частности, связанных с архивацией уникальных постановок.

Дмитрий Бертман, «Геликон-опера»:

– В стране существует только один телеканал, который может профессионально снимать оперу. Проекты записи спектаклей на стационарные камеры наблюдения не отвечают стандартам. Художественная многокамерная съемка с правильным сведением звука и картинки – другая история, это тоже своего рода искусство. В развитии этого направления – огромная миссия цифровых технологий.

Театру сегодня не хватает специалистов, которые будут профессионально заниматься звуком, светом, сценическим пространством, отметил художественный руководитель Московского театра О.Табакова Владимир Машков. Вместе с тем деятели искусства не всегда знают, какие именно технологии нужны сцене, говорит актер и режиссер. В.Машков назвал театр детской песочницей, в которой в дело пойдет все. Худрук подчеркнул, что, 

когда искусство, наука и технологии идут рядом, это приносит пользу всем и открытия происходят в каждой из областей

Владимир Машков, Московский театр О.Табакова:

– Театр ждет технологии и готов применять их, но самый дорогой спецэффект – это лицо артиста. Поэтому цифра должна помочь ему раскрыть образ героя, замысел режиссера и воздействовать на воображение зрителя. Если инновации станут важнее, чем игра актера, театр ждет крах.

Г.Заславский привел пример, когда не было должным образом воспринято технологическое новшество. При воссоздании легендарного спектакля Александринского театра, поставленного Всеволодом Мейерхольдом на императорской сцене в феврале 1917 года, была сделана реконструкция голоса знаменитого актера Юрия Юрьева. На проект затратили более 6 млн рублей, что является большой суммой для бюджета любой постановки. Но по итогам премьеры публика и критики почти не говорили об уникальном эксперименте.

И все же, несмотря на ошибки и трудности, эксперименты не останавливаются. Множество цифровых инициатив в пространстве искусства отметили организаторы премии «Культура онлайн» в декабре прошлого года. Сегодня на одноименном портале представлено свыше 300 онлайн-программ со всего мира. Одним из лауреатов 2021 года стало российское приложение «Мобильный художественный театр»: с помощью смартфона зрители погружаются в виртуальную реальность спектакля-экскурсии, в котором город становится декорацией.

Изображение: RSpectr, Freepik.com

EЩЕ ПО ТЕМЕ: 

Кино с границами и без
Как российские онлайн-платформы завоевывают внимание зрителей

Еще по теме

Особенности регулирования использования искусственного интеллекта в создании медиаконтента

Заместил ли контент российских видеосервисов импортную продукцию

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Замедление YouTube, внутренние риски и госбюджет на ИБ

Цифровые угрозы становятся изощреннее. Как этому противостоять?

Мировой опыт защиты детей в Сети и что могут сделать российские интернет-площадки

Нужно ли считать ссылки на запрещенные соцсети инструментом продвижения опасного контента

Как развиваются «родные» медиаплощадки и что хотят на них видеть соотечественники

Как противостоять фейкам и почему будущее за доверенными источниками

Для чего необходимо развивать блог компании и как это делать эффективно

ИТ-компании и общественные организации занялись цифровым просвещением молодежи

Американский видеохостинг заподозрили в нелегальном отслеживании детей и навязывании персонализированной рекламы

Как обеспечить безопасность своего ребенка в интернете: новые угрозы и роль искусственного интеллекта

Почему бесполезны инструменты распознавания контента, созданного искусственным интеллектом

Чем грозит глобальное распространение рекламы, созданной искусственным интеллектом