Медиа / Интервью
контент медиа
8.12.2017

Спрос на легальное

«Пользователь начинает видеть преимущества платного потребления видеоконтента»

Легальные онлайн-кинотеатры в России приобретают все большую популярность. Растет доля аудитории, которая предпочитает покупать подписку на просмотр фильмов и сериалов в хорошем качестве. Генеральный директор MEGOGO в России Виктор Чеканов в интервью РС рассказал, как меняются привычки пользователей, почему с пиратами надо продолжать бороться и что будет происходить с рынком онлайн-видео в ближайшие пять лет.

РС: Как изменился рынок онлайн-кинотеатров в нашей стране за последние два-три года?

Виктор Чеканов (В. Ч.): В первую очередь, рынок сегментировался, то есть за это время выделились как явные лидеры, так и нишевые игроки. Появилось несколько новых компаний, за развитием которых мы еще будем наблюдать.

Наша платформа входит в число лидеров. Сервис объединил в себе все форматы развлекательного контента: и телеканалы, и фильмы, и прямые трансляции. Сегодня MEGOGO покрывает максимум потребностей пользователей VоD-платформы [1], «видео по запросу»). У нас есть договоры со всеми мейджорами, мы работаем практически со всеми правообладателями. В пакете представлены известные и популярные телеканалы, такие как Discovery и History.

Что касается нишевых игроков, то есть сервисы, которые предлагают потребителю исключительно фильмы. Работают они как по платной, так и по смешанной (рекламная и транзакционная) модели. Один из них доступен на всех платформах, другой ориентируется на Smart TV.

Среди новых игроков появился сервис, который сфокусирован исключительно на российском контенте. В основном это отечественные сериалы, доступ к которым предоставляется по платной модели на территории всех стран мира. Будет достаточно интересно наблюдать за тем, как коллеги станут развивать данный сегмент.

Хочу сказать о еще одном, безусловно, важном игроке, интересном как отрасли, так и пользователям. Этот сервис показывает контент HBO и многие другие зарубежные сериалы в России. Он работает исключительно по подписной модели. Это «шустрый» игрок с технической точки зрения. Буквально за последние два-три года он качественно вырос. Более того, этот сервис является нашим партнером по ряду направлений.

РС: Какие тенденции появились на рынке, а что осталось в прошлом?

В. Ч.: Большое влияние на отрасль оказал процесс глобализации. Совсем недавно на российском рынке начали появляться всемирно известные VoD-сервисы. Один из них пытается конкурировать с помощью демпинга, другой рассчитывает на громкое имя, хотя при этом не провел серьезную локализацию и экспертизу. Пока глобальные игроки не занимают значимых позиций на российском рынке, несмотря на то, что они присутствуют в тех же Smart TV, где им выделены лучшие места. Это говорит о том, что отечественные сервисы лучше «заточены» под российскую аудиторию.

Изменения коснулись и законодательства. В стране серьезно усилилась антипиратская риторика. Есть две точки зрения по поводу ее эффективности. Первое мнение – пользователи продолжают использовать пиратские ресурсы, а аудитория не переходит на легальные сервисы. Вторая точка зрения заключается в том, что бороться с незаконным распространением контента необходимо. Закрытие пиратских ресурсов приведет к росту качественных легальных видеосервисов. В нашем случае эта борьба – уже необратимый процесс. Она существенно помогает нам выстраивать экономически здоровый рынок. Первые результаты исследований, проведенных независимыми измерителями, уже показали снижение популярности пиратских сервисов и рост у легальных ресурсов.

Новые тренды – это технологичность и появление отраслевых стандартов. Два года назад многие говорили, что развитие 4K HDR находится под большим вопросом. Сейчас эта технология является важной составляющей любого уважающего себя сервиса. В то же время, в связи с появлением больших информационных возможностей в России, наметился и другой тренд – интенсивное видеопотребление.

РС: С 1 ноября в РФ вступили в силу поправки в закон «Об информации…», которые ввели запрет на использование VPN для получения доступа к заблокированным в России сайтам. Месяцем ранее начались блокировки «зеркал» пиратских ресурсов. Оказали ли эти меры влияние на легальное онлайн-смотрение?

В. Ч.: Как правило, качественные VPN-сервисы стоят денег. Если платить за их использование для доступа на пиратские сайты, то выгоднее купить подписку в легальном сервисе. В таком случае их ценник будет сопоставим. К тому же среди недостатков VPN- ресурсов стоит отметить низкую скорость обмена данными. А для качественного воспроизведения видеоконтента нужна хорошая пропускная способность.

Влияния на легальное онлайн-смотрение мы пока не наблюдаем, потому что новые требования вступили в силу совсем недавно. Понадобится время для оценки эффекта от блокировки требуемого объема пиратских ресурсов, имеющих десятки, а то и сотни «зеркал». Пока этот процесс только идет.

РС: Как Вы в целом оцениваете работу государства и регулятора по борьбе с пиратством в Сети? Ждете ли принятия новых законов или теперь дело за рынком?

В. Ч.: Еще до принятия законов рынок не сидел сложа руки, мы работали с техническими подрядчиками. У нас в стране есть несколько серьезных компаний, которые уже давно зачищают нелегальный контент в Сети. И, по крайней мере, самые популярные тайтлы [2] мы все защищали достаточно хорошо. То, что государство обратило внимание на борьбу с пиратством, очень нам помогло. Это своего рода результат диалога власти с отраслью.

В ближайшее время мы не ожидаем серьезных документов, видоизменяющих или дополняющих «антипиратский» закон. По крайне мере, мне о таких неизвестно. Для появления новых нормативных актов нужно зафиксировать те или иные недостатки текущего законодательства.

Также стоит отметить, что при сравнении со многими европейскими странами наше законодательство должно сработать эффективнее, чем на других территориях.

РС: Сколько сейчас зрителей у вашего сервиса? Какова структура аудитории (возраст, платформа)?

В. Ч.: Нас смотрят более 55 млн уникальных пользователей ежемесячно по всему миру. Из них 30 млн приходится на Россию. За счет того, что мы работаем с разными типами продуктов (традиционное ТВ, фильмы, лайвы [3]), удается охватить совершенно разную аудиторию – 16, 18, 30, 40 и 50+ лет. Ядро сервиса составляет самый активный сегмент – пользователи от 25 до 34 лет.

Наш сервис – один из самых развитых в технологическом плане на рынке СНГ. Наш CDN [4] позволяет показывать видео в различном качестве – от 2D и SD до 4K, HDR и VR. Мы доступны на всех топовых платформах (мобильные устройства, десктоп, Smart TV и приставки). В функционале сервиса заложена возможность записи ТВ (отложенный просмотр до семи дней), его перемотка и постановка на паузу. За счет технического оснащения мы реализуем прямые трансляции сразу нескольких событий в режиме реального времени (несколько стриминговых потоков). И это лишь часть функционала.

РС: Какой процент пользователей предпочитает платные модели? Как распределяются доходы сервиса (реклама и плата за просмотр)? Будет ли, по Вашим прогнозам, меняться соотношение в ближайшие два-три года?

В. Ч.: Вот уже второй год подряд мы наблюдаем за тем, что платные продукты (как транзакционные, так и подписки) продолжают расти. Безусловно, пользователи стали более интернет- грамотными – они потребляют больше контента на легальных платформах, поскольку видят технологические преимущества и отличия многофункционального видеосервиса от обычного сайта со свалкой «пиратки». Естественно, подобное поведение влияет на рост доходов от пользовательских платежей.

По итогам 2016 года соотношение доходов от рекламы и платных продуктов составляло 80 на 20. Но уже в первом полугодии 2017-го ситуация изменилась. Доля доходов от платных продуктов выросла до 30 процентов.

По нашим прогнозам, рынок продолжит наблюдать за нарастающей популярностью транзакционных продуктов (TVoD/EST, SVoD [5]) и их ростом в общем потреблении онлайн-видео. Но при этом в ближайшие два-три года мы как минимум сохраним объем поступлений от рекламы на текущем уровне. В то же время уже в следующем году планируем нарастить долю платной модели в кратных размерах.

РС: С чем, на Ваш взгляд, связан рост доходов от платной модели? 

В. Ч.: Прежде всего рост доходов связан со зрелостью рынка и аудитории. Пользователь начинает видеть преимущества платного потребления и те удобства, которые предоставляет легальный сервис. Безусловно, высокое качество контента также влияет на смещение интереса аудитории в сторону платной модели.

РС: Крупнейшие международные сервисы активно инвестируют в производство собственного контента и уже конкурируют с традиционными мейджорами. В октябре Ваша компания объявила о запуске реалити- шоу «Киноакадемия», на создание которого планируется потратить несколько миллионов рублей. Будете ли Вы развивать это направление?

В. Ч.: «Киноакадемия» является нашим пилотным проектом в рамках реалити-шоу. Но это не первый контент собственного производства, созданный нашими силами. В 2015 году мы выпустили продолжение легендарных анимационных приключений «Казаков». В процессе, изучая рынок кинопроизводства, мы решили не останавливаться на привычных форматах и пойти дальше. Дело в том, что формация и ментальность аудитории меняется, поэтому мы обратили взор не просто на создание классического традиционного контента, а на создание совершенно нового формата – digital-трансляций. И мы успешно их реализуем уже второй год. Планируем и дальше развивать само направление и создавать новые проекты.

РС: Взаимодействие с мейджорами всегда требовало от онлайн- сервисов особого внимания. Стало ли проще общаться с ними после того, как Ваш сервис укрепился на рынке?

В. Ч.: Да, несомненно. Появилось больше доверия к нашему сервису. Сейчас мы совместно с мейджорами создаем абсолютно новые проекты, которые отвечают не только запросам наших пользователей, но и инновационны для отрасли в целом.

РС: Как, по-Вашему, будет развиваться отрасль онлайн- видео в ближайшие пять лет?

В. Ч.: Во-первых, рост проникновения электроники, работающей с видеоконтентом самого высокого разрешения и цветового диапазона (4K HDR и дальше).

Во-вторых, это усиление пропускной способности сетей передачи данных, поскольку видео в общем объеме потребления будет расти также кратно. Его доля увеличивается еще и за счет того, что текстовые и аудиоформаты стали приобретать видеосоставляющую. Это произошло, например, в соцсетях. В итоге видеосмотрение начнет превалировать над чтением.

____________________

Справка
Виктор Юрьевич Чеканов, генеральный директор MEGOGO в России
Основал и несколько лет возглавлял отдел дистрибуции в Объединенной компании «Афиши» и «Рамблера».
Работал в Yota, занимался специальными проектами на телеканале ТНТ.
Является консультантом по веб-маркетингу и трафикогенерации.
Имеет степень MBA по стратегическому менеджменту.

MEGOGO
Крупнейшее русскоязычное интерактивное телевидение, доступное по всему миру. В каталоге ресурса более 78 тыс. единиц видео. Видеосервис сотрудничает с ведущими российскими и международными киностудиями, количество заключенных контрактов с которыми превышает 300. Ресурс является мультиэкранным. MEGOGO стал первым видеосервисом в России и СНГ, представившим публике контент в форматах 4K и HDR на Smart TV. В конце 2015 года MEGOGO запустил новый продукт под брендом «Кино и ТВ». Это универсальная подписка на VoD-каталог и TV-сервис, включающая в себя 170 развлекательных и новостных телеканалов, 30 интерактивных каналов, более 8 000 фильмов и отключение рекламы в плеере. С 2016 года видеосервис предоставляет доступ к онлайн-трансляциям различных мероприятий. В феврале 2017 года MEGOGO стал «Лучшей OTT TV-платформой» по мнению жюри премии «Большая Цифра 2017».

____________________

[1] Video-on-Demand (VoD) – видео по запросу.
[2] Тайтл (title) – единица аудиовизуального контента (фильм, сериал, шоу и т. д.).
[3] Прямые трансляции.
[4] Сеть доставки (и дистрибуции) контента (Content Delivery Network).
[5] TVoD (Transactional Video-on-Demand) – тип VoD, при котором доступ к контенту предоставляется в счет уплаты определенной суммы, при этом видео ограничено либо в количествах просмотров, либо временным промежутком, за который его нужно просмотреть, после чего возможность использования услуги прекращается. EST (Electronic sellthrough) – продажа цифровой копии. SVoD (Subscription Video-on-Demand) – тип VoD, при котором доступ к контенту предоставляется за счет покупки периодической подписки. AVoD (Advertising Video on Demand) — тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется вместе с рекламой.

Еще по теме

Особенности регулирования использования искусственного интеллекта в создании медиаконтента

Заместил ли контент российских видеосервисов импортную продукцию

Замедление YouTube, внутренние риски и госбюджет на ИБ

Цифровые угрозы становятся изощреннее. Как этому противостоять?

Мировой опыт защиты детей в Сети и что могут сделать российские интернет-площадки

Нужно ли считать ссылки на запрещенные соцсети инструментом продвижения опасного контента

Как развиваются «родные» медиаплощадки и что хотят на них видеть соотечественники

Как противостоять фейкам и почему будущее за доверенными источниками

Для чего необходимо развивать блог компании и как это делать эффективно

ИТ-компании и общественные организации занялись цифровым просвещением молодежи

Американский видеохостинг заподозрили в нелегальном отслеживании детей и навязывании персонализированной рекламы

Как обеспечить безопасность своего ребенка в интернете: новые угрозы и роль искусственного интеллекта

Почему бесполезны инструменты распознавания контента, созданного искусственным интеллектом

Чем грозит глобальное распространение рекламы, созданной искусственным интеллектом

Каковы новые подходы к формированию информационного поля в России