ИТ / Статьи
импортозамещение ПО
24.10.2022

Импортозамещение ПО-крупному

С чем сталкиваются госзаказчики при переходе на российский софт

Государственные компании уже несколько лет ведут работу по импортозамещению ПО. В условиях усиления санкционного давления существующий задел помогает справляться с возникающими трудностями, констатируют их представители. Своим опытом крупнейшие госзаказчики ПО поделились на форуме «Цифротех».

БОЛЬШОЙ ПЕРЕХОД

Работа по переходу с зарубежного на российское ПО, которая ведется компанией «Газпром нефть» уже несколько лет, помогает сегодня минимизировать риски, вызванные уходом из РФ иностранных разработчиков. Об этом рассказал руководитель направления внешних взаимодействий компании «Газпромнефть ИТО» Виктор Дейнеко на пленарной секции «Импортонезависимость в ИТ как элемент цифровой трансформации предприятия».

По его словам, программа импортозамещения в области информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций (ИЗИТАТ) в компании стартовала в 2015 году.

Виктор Дейнеко, «Газпромнефть ИТО»:

То, как мы движемся сегодня, во многом обеспечено работой, проделанной за все предыдущие годы. Если несколько лет назад мы приветствовали использование российских решений, то сегодня можем уверенно констатировать, что импортозамещение встроено в процессы цифровой трансформации, которые идут в компании.

Он также рассказал о том, что

«Газпром нефть» разработала план перехода на преимущественное использование отечественного ПО

Также завершается подготовка к переходу на российскую радиоэлектронную продукцию.

Импортозамещение в компании идет по четырем направлениям:

  • ПО – общесистемное и прикладное;
  • информационно-технологическая инфраструктура – центры обработки данных (ЦОДы), системы хранения данных, специализированная связь;
  • промышленная автоматизация;
  • информационная безопасность.

Также создан центр компетенций и развивается направление методологического и процессного обеспечения, так как, по словам Виктора Дейнеко, процесс импортозамещения идет все более интенсивно, ПО необходимо тиражировать в дочерних предприятиях. Это большая работа, в которой важно слаженное взаимодействие.

Отдельная практика компании – это обеспечение непрерывности деятельности и минимизация рисков. «Если российское решение недостаточно зрелое, мы анализируем риски и формируем планы аварийного восстановления», – пояснил Виктор Дейнеко.

Компания ведет мониторинг рынка российского ПО. Отобранный софт тестируется, а затем, в случае успешной апробации, на этапе MVP* оперативно предоставляется конечным потребителям.

Один из примеров – импортонезависимый сегмент ЦОДа, который был запущен компанией в 2021 году в Екатеринбурге. Для его создания было протестировано порядка 150 российских IT-решений, отобрано около 50 из них.

К 2024 году «Газпром нефть» намерена создать полностью российский ЦОД для сервисов любого уровня критичности

Кроме того, компания приступила к тиражированию операционных систем и стека для автоматизированных корпоративных рабочих мест, рассказал Виктор Дейнеко.

Эксперт добавил, что компания не только тесно сотрудничает с отечественными производителями софта, но и ведет собственные разработки специализированного ПО для нефтеперерабатывающих предприятий.

Виктор Дейнеко подчеркнул, что «Газпром нефть» уделяет особое внимание взаимодействию с другими крупными российскими госкомпаниями для объединения усилий в области импортозамещения. Компания подключилась к работе в рамках индустриальных центров компетенций импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики, а также в центрах компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения.

ИМПОРТОЗАМЕЩАТЬСЯ И ИМПОРТОЗАМЕЩАТЬ

Вице-президент по развитию информационных систем «Ростелекома» Дарий Халитов отметил, что компания рассматривает ситуацию с импортозамещением с двух сторон.

Дарий Халитов, «Ростелеком»:

С одной стороны, мы ведем работу по цифровизации государства, оказываем соответствующие услуги нашим клиентам в B2G— и B2C-сегментах. С другой, мы как госкомпания находимся под рядом регуляторных требований со стороны государства, в рамках которых замещаем свой собственный IT-ландшафт.

По его словам, в реестр российского ПО включено 180 IT-решений «Ростелекома» по различным направлениям.

При этом он указал на то, что

если в части софта для решения прикладных задач российских продуктов представлено достаточно, то в части средств разработки ПО ниша не заполнена

На фоне ухода западных вендоров, которые предоставляли средства и среды разработки, стало понятно, что это направление надо развивать. Это очень важно с точки зрения технологической независимости страны, подчеркнул Дарий Халитов.

Он сообщил, что «Ростелеком» приступил к созданию российской линейки средств разработки ПО.

Дарий Халитов, «Ростелеком»:

В том числе мы обсуждаем с государством меры поддержки этой деятельности, рассчитываем на получение льготных кредитов либо на предоставление грантов. Это действительно является одной из тех ниш, в которых импортозамещение еще не реализовано в полной мере, и это вызывает определенные проблемы.

Он добавил, что

наиболее актуальным вопросом в части импортозамещения для «Ростелекома» является замена телекоммуникационного оборудования и программно-аппаратных комплексов

«С одной стороны, есть определенный набор решений, включенных в реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). С другой, это та область, в которой импортозамещаться нашей радиоэлектронике надо определенный период времени», – рассказал Дарий Халитов.

НЕ БОЯТЬСЯ ОТКРЫТОГО ПО

Программу импортозамещения компания «ГЛОНАСС» начала почти три года назад с создания дочерней компании IconSoft. По словам советника по IT «ГЛОНАСС» и генерального директора IconSoft Вячеслава Костина, «дочка» стала интегратором, разработчиком и поставщиком российских навигационно-информационных технологий.

Вячеслав Костин, IconSoft:

Для IconSoft проект цифровой трансформации «ГЛОНАСС» позволил не только поучаствовать в импортозамещении IТ-ландшафта крупной государственной компании, но и создать продукты, интересные широкому рынку в области BI-решений**, сервисов управления проектами и навигационно-информационных платформ.

Для разработки IT-систем используются решения из реестра отечественного ПО и open source компоненты.

Open source компания использует очень много, это один из принципов ее работы, рассказал Вячеслав Костин. При этом все открытое ПО анализируется на уязвимость, так как нередки случаи, когда в подобные продукты вносятся вредоносные коды.

Вячеслав Костин, IconSoft:

Мы не боимся использовать открытое ПО, но наладили процесс по контролю рисков. При этом сами продолжаем развивать open source библиотеки и создавать собственные версии.

Сегодня «ГЛОНАСС» совместно с IconSoft уже разрабатывает замену популярной библиотеки по работе с картами Leaflet, привел пример Вячеслав Костин.

______

* MVP – Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт», который выполняет основную функцию и дорабатывается совместно с клиентом.

** BI (Business Intelligence) – инструменты и технологии для сбора, анализа, визуализации и обработки данных о состоянии бизнеса.

Марина Новикова

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

Еще по теме

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов