ИТ / Статьи
информбезопасность технологии
8.4.2024

IoB нечаянно нагрянет

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Интернет тел (Internet of Bodies, IoB) – это динамично развивающаяся область, где умные устройства подключаются непосредственно к одежде, аксессуарам и телам. Технология может стать спасением для людей с ограниченными возможностями и существенно расширить телесность, в то же время она небезопасна, считают эксперты. О регулировании IoB и перспективах этой технологии – в материале RSpectr.

МОРАЛЬ И ЭТИКА

Пока у человечества не сформировались морально-этические установки и нет понимания, как относиться к интернету тел, отметил основатель и управляющий партнер компании MINDSMITH Руслан Юсуфов на прошедшем 5 апреля IV Молодежном цифровом форуме Youth RIGF 2024. Он напомнил, что компания Илона Маска Neuralink уже внедрила первый нейроимплант человеку с ограниченными физическими возможностями, а к 2030 году Neuralink планирует увеличить число таких операций до 22 тыс.

Руслан Юсуфов, MINDSMITH:

– Это значит, что через 5-10 лет с нами будут сосуществовать первые киборги. Как мы будем взаимодействовать, не появится ли у нас цивилизационный раскол – вопросов пока больше, чем ответов.

Принципиальными моментами является определение правового статуса устройств IoB

а также регулирование инцидентов, которые с ними могут произойти, отметил юрист, заместитель начальника отдела специальных проектов и академических программ Научно-технического центра ФГУП «ГРЧЦ» Станислав Махортов. По его словам, данные с таких устройств подлежат обработке и относятся к категории «персональные».

В свою очередь, их обработка несет под собой риски в виде потенциальных утечек чувствительных данных, что регулируется действующим законодательством об административных правонарушениях или Уголовным кодексом.

Станислав Махортов, ФГУП «ГРЧЦ»:

– На рассмотрении парламента находится законопроект об ужесточении наказаний за утечки данных, под положения которого утечка данных из умных устройств также будет подпадать.

Важным аспектом в регулировании персональных данных в условиях распространения IoB является реализация права на забвение, считает эксперт.

КИБОРГИ СРЕДИ НАС

В связи с бурным развитием IoB в ближайшее десятилетие интересно, как будет трансформироваться цифровая среда, отметил исполняющий обязанности заместителя директора по науке Института проблем передачи информации (ИППИ) РАН им. А.А. Харкевича Андрей Голубинский.

По его мнению, сейчас это мобильные телефоны, ноутбуки и другие пользовательские устройства, а также бейджи, куда проецируются экраны, и прочее. До тех пор, пока эта технология не придет в широкие массы, она останется игрушкой нескольких компаний для решения очень узкой задачи людей с ограниченными физическими возможностями.

Андрей Голубинский, ИППИ РАН им А. А. Харкевича:

– Медики серьезно задумываются о том, какие именно данные о теле человека, например, о его образе жизни, серьезно влияют на течение болезни. Нам нужно установить корреляцию между ними.

Врачебный ресурс является очень дорогостоящим для государства, поскольку для обучения специалиста требуется около 10 лет, рассказал директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУЗ «НПКЦ ДиТ ДЗМ») Юрий Васильев. И это, по его мнению, является неким «бутылочным горлышком».

Юрий Васильев, ГБУЗ «НПКЦ ДиТ ДЗМ»:

– А что, если доверить простую процедуру скрининга рентгенографии на предмет нормы или патологии искусственному интеллекту? Врачи ошибочно относят к норме около 3-4 % случаев, и это много. Искусственный интеллект это может определить с точностью до 0,08%.

Однако для активного внедрения нейросетей в здравоохранение

требуется изменить огромное число законодательных актов, уверен эксперт

Так, сейчас есть ряд медицинских услуг, которые может оказывать только врач. Кроме того, результат на выходе сильно зависит от качества данных, которые анализирует ИИ. До сих пор данные о пациентах не аккумулируются в едином хранилище, и эта задача государства, полагает Юрий Васильев.

Несмотря на то что нейросети уверенно встраиваются в систему диагностики и принятия врачебных решений, не все ИТ-инфраструктуры готовы поддерживать наиболее передовые и футуристические технологии, продолжила руководитель по устойчивому развитию билайна Евгения Чистова. Также, по ее мнению, необходимо обеспечить как законодательную, так и этическую готовность общества к восприятию таких технологий.

Евгения Чистова, билайн:

– Россия стала второй страной в мире, которая приняла билль о правах киборгов. Это документ, который фиксирует положения о телесности: о технологиях внутри нас, об ограничении телесности и возможностях ее преодоления.

Пока вопросов больше, чем ответов, полагает эксперт.

Люди должны оставаться людьми и принимать свободные решения,

вне зависимости от того, имеют они встроенные устройства, дополняющие телесность, или нет.

Интернет вещей и интернет тел – это уже прошлое, заявил бизнес-консультант по информационной безопасности Positive Technologies Алексей Лукацкий на Youth RIGF 2024. Так, еще три года назад на одной из конференций было продемонстрировано, как на движущемся на скорости более 100 км/ч автомобиле можно удаленно отключить тормоза, напомнил он.

Алексей Лукацкий, Positive Technologies:

– Для специалиста по ИБ главным вопросом становится не то, безопасны ли устройства, которые мы в себя встраиваем, это миф. А то, как их сделать чуть более доверенными, чтоб наше будущее не закончилось через 10-15 лет, если IoB «взбунтуется».

Екатерина Лаштун

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

Еще по теме

Почему буксует импортозамещение электронных компонентов

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов