ИТ / Статьи
технологии
18.4.2023

Национальный код

Еще один шаг к ИТ-суверенитету через репозиторий

После долгих разговоров о необходимости создания своего хранилища программного кода в России последовали конкретные шаги в этом направлении. Зачем нужен такой проект, как его правильно развивать и как он повлияет на ИТ-отрасль, читателям RSpectr рассказал генеральный директор компании «Аэродиск» Вячеслав Володкович.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ХРАНИЛИЩЕ

Репозиторий кода – централизованная локация для хранения и организации совместного доступа к программному коду. Помимо исполнения функций архива и библиотеки, репозиторий служит в качестве системы контроля версий.

Он также включает в себя инструменты для управления изменениями, такие как история ревизий, обзоры кода, возможности ветвления и слияния версий. Это позволяет разработчикам сотрудничать в рамках проекта, отслеживая все итерации и параллельно поддерживая несколько версий кодовой базы. Специалисты получают возможность работать над разными версиями кода и объединять все изменения независимо друг от друга.

Репозиторий дает командам программистов уверенность в том, что код всегда находится в резервной копии и при необходимости можно легко вернуться к предыдущей версии. Кроме того, хранилища позволяют делиться кодом, что облегчает участие в open-source-проектах или сотрудничество с другими разработчиками.

Репозитории можно интегрировать с системами непрерывной интеграции и доставки (CI/CD, расшифровка) для автоматизации процесса создания, тестирования и развертывания изменений ПО. Это помогает обеспечить тщательное тестирование и быстрое развертывание изменений кода. Популярные платформы репозиториев – Git, SVN и Mercurial. Все они широко используются командами разработчиков софта по всему миру, включая Россию.

СВОЙ РЕПОЗИТОРИЙ

После начала известных событий с весны 2022 года один из крупнейших глобальных репозиториев, являющийся выбором по умолчанию для множества программистов и организаций по всему миру, – GitHub – начал банить аккаунты российских организаций, попавших под санкции США.

Примерно через год эта политика стала распространяться и на частные аккаунты программистов из нашей страны, в том числе участвующих в различных open-source-сообществах.

Все это привело к тому, что Минцифры РФ предложило передать 1,3 млрд рублей из фонда «Росинфокоминвест» (создан правительством России в 2007 году для инвестиций в ИТ-стартапы) на создание национального репозитория программного кода для замены GitHub и других глобальных публичных хранилищ.

Прием заявок на создание отечественного репозитория закончился 1 апреля 2023 года – на разработку и запуск проекта отведен примерно год

Предполагается, что после старта сервис предоставит пользователям набор бесплатных (базовых), а также платных (продвинутых) услуг. Вырученные средства пойдут на дальнейшее развитие нацрепозитория.

В ЧЕМ ФИШКА

Какие особенности будут отличать национальное хранилище кода? Логично предположить, что на старте всеми процессами там будет управлять государство. Далее активности перейдут на коммерческие рельсы, тогда как участие государства будет сводиться к созданию и поддержке верхнеуровневых правил, а также целевому финансированию перспективных проектов.

На начальном этапе задача Минцифры – обеспечить прочный фундамент, создать свод правил работы репозитория и наладить базовую инфраструктуру, запустив на этой основе наиболее полезные проекты

Далее слово будет за участниками рынка, которые внесут свой вклад через необходимые дополнения и по актуальным направлениям развития.

В более долгосрочной перспективе сам запуск подобного проекта станет хорошим стимулом для развития отечественной ИТ-отрасли: по мере роста объемов кода нужно будет решать ряд инфраструктурных задач, оптимизировать среду развертывания и инструменты управления.

Это еще один мощный канал национализации российских ИТ-компаний, на котором будет замыкаться множество направлений – от производства оборудования до подготовки кадров необходимой квалификации.

ЗАЩИТА КОНЦЕПЦИИ

В целом глобальные репозитории имеют более широкое сообщество пользователей и авторов, что позволяет создавать качественный код, ускоряя цикл разработки и обеспечивая лучшую поддержку его жизненного цикла.

Существующие репозитории часто имеют более широкий спектр сторонних интеграций и инструментов, которые могут помочь оптимизировать процесс разработки и повысить производительность. Тем не менее и в условно мирное время существовали сценарии, в которых создание собственного хранилища оказывалось необходимым. Например, при работе над узкоспециализированными или конфиденциальными проектами.

Создание собственного независимого хранилища обеспечивает централизованное управление процессами и гарантирует, что все разработчики работают над самой актуальной версией кодовой базы.

В случае национального репозитория это транслируется в улучшенный уровень качества сотрудничества по критически важным задачам, когда программисты не делятся на «своих» и «неблагонадежных», что снижает риски возникновения конфликтов и саботажа в той или иной форме.

Самый главный аспект – контроль и безопасность:

независимое, «свое» хранилище кода, безусловно, поспособствует исключению эпизодов произвола в отношении работы с кодовой базой и снижению широчайшего спектра ИБ-рисков

Мы помним, как весной 2022 года в пакет обновлений различных утилит для open-source-продуктов «доброжелатели» закладывали настоящие ИБ-«бомбы» немедленного действия при попытке скачать файлы пользователями из России или Беларуси.

МЫ НЕ ОДНИ

Не стоит думать, что планы национального репозитория кода – какая-то экстравагантность, присущая только нам.

OpenForge, центральный государственный репозиторий Индии для задач управления открытым исходным кодом, аналог GitHub от Microsoft, пересек в конце 2022 года рубеж в 10 тыс. пользователей и 2,2 тыс. проектов. Этот проект правительства Индии под руководством премьера Нарендры Моди был запущен в 2017 году. Цели те же – содействие открытой совместной разработке ПО для приложений электронного управления и обеспечения независимости страны в этом направлении. Этот шаг был частью первоначального развертывания правительственного плана Digital India.

«Открывая исходный код, правительство стремилось поощрять совместную разработку между государственными ведомствами, агентствами и частными организациями, гражданами и разработчиками, чтобы стимулировать создание инновационных приложений и услуг электронного управления», – говорилось в заявлении по поводу запуска OpenForge.

ЛУЧШЕ СЕЙЧАС, ЧЕМ НИКОГДА

Мера по запуску собственного репозитория назревала давно. В каком-то смысле даже хорошо, что GitHub отринул всякие приличия в отношении российских пользователей: стал просто банить и отбрасывать коммиты на основании их связей с «неправильными» компаниями.

Как можно больше людей должны увидеть реальное положение дел и сделать правильные выводы. Почему? Потому, что любой репозиторий жив, пока его поддерживает сообщество, постоянно дополняет. Кто этим будет заниматься? Если взять большинство мощных продуктов на открытом ПО за рубежом и посмотреть, кто их пишет, мы обнаружим, что в большинстве своем это сотрудники крупных корпораций.

И дело тут явно не в любви к открытому ПО. Тот же GitHub с 2018 года принадлежит Microsoft. Отсюда вытекает одна большая верхнеуровневая задача по развитию репозитория под грифом «Сделано в России».

Конечно, задача не самая простая – в GitHub и других глобальных публичных репозиториях работает около 2 млн российских специалистов. Рассказывая о перспективах проекта, представители Минцифры говорили о планах привлечения в национальный репозиторий нескольких сотен тысяч разработчиков.

Процесс может ускорить то обстоятельство, что кураторы проекта неоднократно подчеркивали его открытость без каких-либо ограничений по национальным и иным признакам в перспективе сотрудничества с дружественными странами, той же Индией.

Необходимо создать культуру поддержки его развития, как и национальных open-source-проектов в целом, сделав так, чтобы и крупные корпорации, и СМБ-сегмент поверили в эту историю не словом, а вкладом в развитие открытого кода.

Хорошими знаками здесь можно назвать выраженную системность подхода к задаче – помимо нацрепозитория это проявляется в шагах в сторону поддержки open-source-направления и расширения охвата льгот для ИТ-компаний в сторону сферы производства.

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

Еще по теме

Почему буксует импортозамещение электронных компонентов

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора