ИТ / Статьи
информбезопасность персональные данные цифровизация
13.12.2021

Под знаком фишинга

Какие основные схемы онлайн-мошенничества были распространены в 2021 году

Пандемия коренным образом изменила интернет, одним из последствий этого стал резкий рост количества схем, направленных на кражу конфиденциальной информации. Каковы тенденции противоправной активности в российских национальных доменах, как осуществляется взаимодействие компетентных организаций и аккредитованных регистраторов? Нужно ли приравнять к онлайн-мошенничеству деятельность сетевых коучей и экстрасенсов? Экспертные оценки этих тем читайте в материале RSpectr.


ГРОЗДЬЯ ЛЖИ

Россияне реже заходят на сайты злоумышленников, чем в среднем по миру, – лишь около 6% отечественных пользователей попадают на подобные ресурсы, рассказал на Russian Internet Week (RIW 20/21) руководитель управления исследования угроз «Лаборатории Касперского» Александр Лискин. В глобальном масштабе это значение немного выше и достигает 8 процентов.

По его данным, чаще всего деятельность аферистов маскируется под интернет-магазины (36,8% случаев), сервисы обмена сообщениями (6,6%), банки (6,4%), платежные системы (4,5%) и финансовые услуги (3,8%). Одним из самых распространенных видов мошенничества А.Лискин назвал продажу файлов cookies. «Схема довольно простая, ее главная задача – выманить данные банковских карт», – отметил он. Кроме того, в нынешнем году резко выросло число объявлений о продаже поддельных медицинских справок и сертификатов о вакцинации.

В 2021 году по обращениям компании Group-IB было заблокировано 2905 вредоносных доменов в зоне .RU. При этом количество уникальных нейтрализованных ресурсов сократилось на 27%, а число фишинговых порталов на них увеличилось по сравнению с прошлым годом, отметил руководитель центра мониторинга и реагирования Group-IB Александр Калинин.

По его словам, это связано с тем, что

на субдоменах может содержаться 5-10 площадок, образующих целые клубки или гроздья мошеннических сайтов

А.Калинин привел примеры наиболее популярных схем в нынешнем году. Одна из них чаще применяется к мужчинам: человек пытается договориться с дамой о совместном походе в клуб, кинотеатр или ресторан. Он получает ссылку и рекомендацию купить билет на фальшивом сайте. Горе-любовник приобретает его, и на этом коммуникация заканчивается.

Александр Калинин, Group-IB:

– Прием очень удобный и недорогой с точки зрения ущерба для пострадавшего. Благодаря своей простоте и эффективности он приобрел массовый характер, и, если жертва не обращается в правоохранительные органы, использованное доменное имя может спокойно работать месяц и даже больше.

Еще один вид онлайн-обмана, который набирает обороты в России, состоит из нескольких этапов, рассказал представитель Group-IB. На телефонный номер какого-то гражданина приходит веб-ссылка с подписью, «предупреждающей» о том, что его банковская карта будет в скором времени заблокирована. Чтобы этого не произошло, нужно немедленно зайти на ресурс и оставить там личные данные, а также сведения о кредитке. После этого аферисты убеждают жертву разрезать карту пополам, чтобы уничтожить. «Приводится даже точная инструкция, как это сделать – не вдоль, а поперек, дабы не повредить чип, который находится в пластиковом носителе. Через какое-то время появляется курьер, который забирает обломки и исчезает», – описывает схему А.Калинин. «Испорченная» карта жертвы, конечно же, вполне сносно работает.

По мнению А.Калинина, у регистраторов должна быть уверенность в том, что на площадке есть нарушения. Вполне может быть так, что они имеют больше информации о подозрительном сайте, чем компетентные организации. По его словам, не всегда вредоносные сайты блокируются так быстро, как хотелось бы, но уже есть улучшения.


ПАТРУЛЬ НЕ ДРЕМЛЕТ

В январе-ноябре нынешнего года почти 9 тыс. сайтов в доменных зонах .RU и .РФ были заподозрены в фишинге, сообщил директор Координационного центра (КЦ) доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев. По его прогнозу, число подобных ресурсов в отечественных зонах по итогам 2021 года составит около 10 тысяч.

Для борьбы с киберугрозами в России был создан проект «Доменный патруль», в работе которого участвуют 11 компетентных организаций: Роскомнадзор, «Ростелеком-Солар», ЦБ РФ, Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ), Лига безопасного интернета, Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Лаборатория Касперского», компании Group-IB, RU-CERT, BI.ZONE и Dr.WEB, рассказал А.Воробьев.

По словам руководителя специальных проектов КЦ Евгения Панкова,

«Доменный патруль» является витриной деятельности компетентных организаций и наиболее эффективным механизмом для борьбы с противоправным контентом

Андрей Воробьев, Координационный центр доменов .RU/.РФ:

– На сайте «Доменного патруля» есть подробная инструкция о том, как правильно составить жалобу на противоправный контент в компетентную организацию или на горячую линию МВД.

В январе-ноябре 2021 года число обращений членов патруля с просьбой прекратить деятельность фейков достигло 10 654. В прошлом году их было 10 229. При этом в структуре вредоносной активности фишинг занимает почти 93%, отметил Е.Панков.

В среднем от момента обращения компетентной организации до прекращения делегирования уходит 18-20 часов, но может тратиться меньше времени – 3-6 часов, подчеркнул представитель Координационного центра.

Руководитель группы защиты бренда BI.ZONE Дмитрий Кирюшкин отметил, что специалисты компании находят фишинговые домены чаще в зоне .RU.

Дмитрий Кирюшкин BI.ZONE:

– Это можно объяснить тем, что большая часть наших клиентов является русскоязычными. Поэтому злоумышленники, которые нацелены на них, регистрируют свои площадки в этом онлайн-пространстве.

Киберугрозы в дальнейшем будут только расти, следовательно, необходима консолидация всех противостоящих им ресурсов, подчеркнул представитель Российского научно-исследовательского института развития общественных сетей Евгений Кускевич. По его словам, в зоне .SU пока число мошеннических сайтов не столь значительно. Но, как и везде, самым распространенным видом интернет-афер стало выманивание конфиденциальной информации.

Тенденцию роста количества фишинговых доменных имен подтвердила руководитель проектов Координационного центра Ольга Баскакова. По ее словам, в нынешнем году их число в базе проекта Координационного центра «Нетоскоп» достигло 5 миллионов.

Ольга Баскакова, Координационный центр доменов .RU/.РФ:

– На первый взгляд кажется, что этот показатель сравнялся с объемом доменов второго уровня в зоне .RU. Но в базе «Нетоскопа» большую часть их составляют имена третьего уровня. Также не все эти ресурсы однозначно можно отнести к зловредным, некоторые пока только подозреваются.

В текущем году в базу «Нетоскопа» было добавлено 239 377 новых фальшивых сайтов, из них 158 849 были связаны со спам-рассылками, 65 117 – с распространением вредоносного ПО и 25 123 – с фишингом.

В октябре-ноябре 2021 года наблюдался рост числа доменных имен, ассоциированных с коронавирусом (вакцинация, тестирование, QR-коды), отметила О.Баскакова. «Не все сайты, которые мы выявляем в рамках мониторинга и передаем в компетентные организации, вредоносны, но пользователям нужно помнить, что использование в доменных именах слов “QR-код”, “сертификат”, “ковид-сертификат” – явный признак фишинга», – подчеркнула она.


НОВЫЙ ВЫЗОВ

В экспертном сообществе пока нет единого мнения по поводу деятельности онлайн-коучей, организаторов сомнительных курсов личностного роста, экстрасенсов и гадалок. Де-юре они находятся в правовом поле и жаловаться на них некуда, обратила внимание представитель компании Dr.Web София Виллен. При этом, подчеркнула она,

эти люди угрожают не только финансовому состоянию, но и физическому, а также психическому здоровью пользователей интернета

София Виллен, Dr.Web:

– Мне приходилось спорить с некоторыми коллегами о том, стоит ли ограждать пользователей от подобной активности в Сети. Часто возникает риторика, что, например, «исцеляющие» от рака молитвы – это «вопрос веры», личное дело человека – верить в это или нет.

Если пользователь обращается к подобным персонажам, его, как правило, начинают запугивать или шантажировать. По сути, это вымогательство, но об этом почему-то не принято говорить, подчеркивает С.Виллен. «Обычно записи таких разговоров не интересны правоохранительным организациям. Очень жаль, что у нас нет единой позиции по этой проблеме, хотя как раз мы могли бы защищать пользователей», – сетует она.

В доменных зонах .RU/.РФ борьба с противоправным контентом налаживается, но возникает новый вызов, заметил А.Воробьев. «Пока российские регистраторы стоят в стороне от этой проблемы. Но в мировой практике есть примеры, когда они работают в связке с профильными госорганами. Например, при продаже контрафактного товара», – сказал он.
Вопрос, нужно ли приравнять деятельность экстрасенсов к онлайн-мошенничеству, открыт, и без обращения в государственные структуры останется в области теории, полагает директор Координационного центра.

Изображения: RSpectr, Adobe Stock

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Под прицелом кибершантажистов
Банки, госорганы, транспорт – главные цели программ-вымогателей в 2021 году

Еще по теме

Как строительная отрасль оценивает эффективность внедренных информационных систем

Как за счет цифровых каналов эффективно продвинуть юридическую экспертизу и повысить доверие граждан

Почему принцип клиентоцентричности помогает в развитии не только бизнеса, но и госсектора

Какие лайфхаки для продаж и развития бизнеса позволяет реализовать качественная автоматизация данных

Какие подводные камни и приятные сюрпризы ждут российских вендоров в мировых регионах

Как люди и бизнес становятся заложниками цифровых монополий

Подводные камни и преимущества внедрения цифровых денег

Какие сюрпризы приготовил зарубежный софт без лицензий, приобретенный по серым схемам

Как цифровые технологии позволяют повысить эффективность системы управления взаимоотношениями

Готовы ли вендоры прикладного ПО для производства конкурировать с иностранными компаниями

Как повысить качество создаваемых программных решений при взаимодействии ИТ-специалистов и руководителей организаций

Когда и почему cloud-сервисы становятся неоправданно дорогими

Стоит ли ожидать хакерских атак с квантовых устройств

Сможет ли open source стать отечественным, конкурентным и безопасным

Отвечаем на топ-5 самых популярных вопросов об анализе процессов при работе с данными