ИТ / Статьи
сервисы цифровизация
23.12.2021

Шеринг на колесах

Какие сегменты рынка совместной аренды транспорта покажут большой рост

Общий объем транзакций на онлайн-платформах транспортного шеринга по итогам 2021-го составит 68 млрд рублей, что на 85% больше показателя предыдущего года, констатируют аналитики. Эксперты прогнозируют, что к 2030-му объем потребительских расходов на эти услуги вырастет в мире до 300–500 млрд долларов.


АВТОПРОКАТ «ТОПИТ» В ПЛЮС

Мэр Москвы Сергей Собянин выделил 256 млн рублей таксомоторным паркам и операторам каршеринга, сообщила 22 декабря пресс-служба главы столицы. «Средства будут направлены на выплату субсидий компаниям, приобретающим новые машины, на возмещение части затрат по погашению кредитных процентов и лизинговых платежей», – говорится в сообщении.

Транспортный шеринг стал локомотивом развития экономики совместного потребления. И здесь лидером среди городов мира оказалась Москва, в которой уже сейчас насчитывается более 30 тыс. автомашин для поминутной аренды.

По данным ТИАР-Центра и кластера Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Sharing Economy,

объем транспортного шеринга по итогам 2021-го составит 68 млрд рублей, что на 85% больше показателя предыдущего года

Такие цифры привели исследовательские компании в ходе Недели Российского Интернета (RIW).

Еще в 2019 году объем мирового рынка совместного использования транспорта достиг 130–140 млрд долларов, подсчитали в компании McKinsey. Правда, львиная доля (90%) приходилась на сервисы такси. Порядка 4-6 млрд давал каршеринг, показывая невысокий спрос при долгих сроках окупаемости. Например, один из лидеров рынка – «Делимобиль» – оказывает услуги с 2015 года, но только в 2021-м сумел значительно поднять свою рентабельность по EBITDA* (за II кв. 2021 года) с 4 до 28% относительно аналогичного периода 2020 года, а общая выручка выросла почти на 90 процентов. Опубликованная отчетность компании демонстрирует успешную бизнес-стратегию, позволяющую не только зарабатывать и расширяться, но и получать чистую прибыль.

Несмотря на то что каршеринг развивается быстрее остальных сервисов совместного пользования, крупнейшие операторы еще показывали убытки по итогам 2020-го относительно 2019 года. Однако в целом этот сегмент рынка взял курс на экономическую устойчивость, считают в ТИАР-Центре. Некоторые лидирующие операторы («Делимобиль», «Яндекс.Драйв», BelkaCar) вышли на положительный показатель скорректированной EBITDA.

Оставаться убыточным на новом рынке краткосрочной аренды автомобилей – это абсолютно нормально, отмечает в разговоре с RSpectr директор по развитию проката машин и самокатов MyCarRental.ru Максим Меженков.

Максим Меженков, MyCarRental.ru:

– В условиях постоянного роста компания обязана быть убыточной, если у тебя нет планов продаться крупному игроку. А если ты «зубастый», то у тебя будет агрессивный маркетинг, который «съест» любые бюджеты.

Действительно, все крупные и средние операторы каршеринга активно расширялись как географически, так и автопарками. Схожая тенденция наблюдалась в Европе и США.

По данным РАЭК и ТИАР-Центра, из-за приостановки работы каршеринга весной 2020 года общее число поездок за год сократилось на 10 процентов. Однако выручка сервисов в России все равно выросла на 9% до 22,4 млрд рублей, благодаря увеличению среднего срока аренды автомобиля и повышению тарифов. Эксперты считают, что

пандемия стала импульсом для развития каршеринга, который выступил альтернативой общественному транспорту

Операционный директор Raddy.com Юлия Колоскова сообщила RSpectr, что в ходе проведенного опроса выяснилось – 70% респондентов из 13 тыс. пользователей автомашин утверждают, что видят большие преимущества в каршеринге.

Юлия Колоскова, Raddy.com:

– Спрос на покупку новых машин упал с весны 2021 года. Наша команда прогнозирует рост шеринга, если на рынке сформируется достаточное количество предложений. Сейчас, увы, модель «сначала спрос потом предложение» уже изжила себя – мы живем в эпоху сверхпотребления.


И ВШИРЬ, И В РУБЛЬ

Общая выручка операторов каршеринга в уходящем году будет 41 млрд рублей, превысив данные 2020-го на 82 процента. Этот показатель в 2019 году был значительно ниже – 15,9 млрд рублей, отмечают аналитики РАЭК и ТИАР-Центра. Все это время компании активно наращивали свои автопарки. У BelkaCar он вырос на 15% и составил более 5,7 тыс. автомобилей. Парк «Делимобиля» достиг 19 тыс., а у «Яндекс.Драйв» (ЯД) – 17,2 тысячи.

Суммарная выручка топ-20 транспортных шеринг-компаний России за 2020 год превысила 20 млрд рублей

Это на 30% больше, чем в 2019-м, и в четыре раза, чем в 2018 году. Общая емкость сегмента каршеринга оценивается в 1,5 млрд долларов. Такие данные приводят бизнес-клуб «Атланты» и компания Smart Ranking в своем исследовании. Порядка 85% выручки генерировали «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», Belkacar и «Ситидрайв».

По оценкам BelkaCar, емкость столичного каршеринга составляет около 700 млн долларов, а всего российского сегмента – 1,5 млрд долларов. В ноябрьском исследовании мирового рынка каршеринга Car Sharing Market аналитики Researsh and Markets говорят о более скромной динамике (здесь нужно пояснение: динамика мира или страны; более скромной по сравнению с чем; в предыдущем предложении потенциальный объем, а не темп) – 16% ежегодного роста до 2026 года. Эксперты также ожидают усиления конкуренции, что может привести к поглощениям и консолидациям.

Юлия Колоскова, Raddy.com:

– Это очень перспективная ниша, которая еще не переполнена предложениями и готова к приходу новых игроков. Здоровая конкуренция и шеринг от человека к человеку может только способствовать росту прибыли. Уверена, аренда авто позволит зарабатывать многим людям за счет своего транспорта, так как подобные услуги только набирают популярность.

В то же время пользователи сервиса часто жалуются в тематических группах социальных сетей, что лидеры рынка «Делимобиль» и «Яндекс.Драйв» плохо следят за чистотой машин. Для потребителей снижение качества услуг всегда чувствительно – ЯД до 2021 года отличался идеальным состоянием автомашин.

Максим Меженков, MyCarRental.ru:

– Для меня лично важно, что машины каршеринга в Москве становится «помойкой». Они реально в плохом состоянии, притом что стоимость услуги за последние два года выросла на 40-60 процентов.

Вторым по размеру в России является сегмент карпулинга (совместные поездки на автомобиле с компенсацией водителю). В 2021 году это направление практически преодолело спад, вызванный пандемией, и показало рост на 58%, сообщают аналитики ТИАР-Центра. По их оценкам, объем транзакций по итогам года составит около 18 млрд рублей, что соответствует показателю 2019-го. Ведущая платформа для поиска попутчиков в России BlaBlaCar в течение года постепенно вводила монетизацию поездок в виде сервисного сбора с пассажиров, улучшая свою экономику.


ГИГАНТСКИЙ РОСТ МИКРОМОБИЛЬНОСТИ

Если поставить рядом автомобиль и электросамокат, то последний стартует быстрее благодаря электромотору. Схожая ситуация произошла в стартапах микромобильных услуг (самокатов, электроскутеров и велосипедов). Сервисы кикшеринга смогли по итогам 2020 года приблизиться к выручке в 1 млрд рублей. Лидерами по динамике роста и числу поездок являются компании Whoosh и Urent. По оценкам McKinsey, до 2017 года в этом сегменте было меньше 1 млн поездок в год в мире, а в 2019-м – уже 160 миллионов. «Прокат самокатов быстрее окупается, поскольку несопоставим с вложениями в автомобили», – говорит М.Меженков.

К 2030 году объем потребительских расходов на услуги микромобильности может в три-четыре раза превысить этот показатель в сегменте такси, отмечают в McKinsey. Размер инвестиций в мировой транспортный шеринг за десять лет перешагнул 100 млрд долларов. Интересно, что основные инвесторы здесь не автопроизводители, а фонды (венчурных и прямых инвестиций) – 72 процента. На втором месте – технологические IT-компании (21%), а на автопроизводителей приходится всего 4 процента. Инвестиции в средства шеринговой микромобильности растут в мире очень быстро компании этого сегмента привлекли уже 9 млрд долларов.

Согласно октябрьскому исследованию портала «Трушеринг»,

сегодня в России предлагается в аренду 115 тыс. самокатов, на которых совершенно 55 млн поездок только в 2021 году

Основная борьба за сегмент кикшеринга разворачивается между Whoosh и Urent, считают в «Трушеринг». Лидеры контролируют около 70-80% рынка. Остальные компании, среди которых много локальных игроков с небольшим парком самокатов, делят между собой 20-30%, а их общая выручка по итогам 2020 года составляла не более 100 млн рублей.

Операторы велошеринга увеличили свою выручку за 2020 год меньше всех – на 13%, подсчитали в бизнес-клубе «Атланты». По словам участников рынка, сегмент активно вытесняли самокаты. В результате многие, кто выходил на рынок с велосипедами, переориентировались на кикшеринг. Повлияла и китайская история полного краха отрасли велошеринга. Некоторые аналитики полагают, что будущее есть у проката электровелосипедов. И все же основными игроками транспортной аренды будут сегменты каршеринга, кикшеринга и карпулинга, уверены участники рынка.

При этом прокат самокатов в ближайшие четырех-пяти лет может обогнать автомобили и карпулинг по доходности, поскольку не нужны права, а инвентарь дешевле. Этот бизнес по силу предпринимателям с маленькой выручкой в небольших городах, чего не может позволить себе каршеринг. Кикшеринг не имеет такой зависимости от инфраструктуры, льгот, предоставляемых городами, как прокат машин.


СТАВКА НА ЭКОСИСТЕМЫ

В 2021 году продолжился тренд на интеграцию шеринговых сервисов в единую систему операторов. В суперприложениях ведущих компаний Рунета Яндекс Go («Яндекс»), «Ситимобил» (Mail.ru) соседствуют услуги по каршерингу, кикшерингу и такси. В дополнение к ним появился городской сервис мультимодальной мобильности «Московский транспорт», соответствующий концепции MaaS (мобильность как услуга). «В нем сервисы интегрированы не только по вертикали (каршеринг, самокаты, такси), но и по горизонтали – различные операторы. Пока в “Московском транспорте” доступен только просмотр предложений компаний, но в будущем планируется внедрить возможность бронирования и оплаты поездки», – рассказал руководитель кластера РАЭК Sharing Economy Антон Губницын.

Принцип мобильной услуги, реализованный через экосистемы, должен привязать клиента на весь маршрут или день

Потребитель выберет себе вид транспорта для каждого отрезка пути – где удобнее проехать на самокате, где на каршеринге, а где быстрее на такси.

Шеринг-сервисы стали важной частью транспортной системы современного города. При этом рынок, особенно в случае микромобильности, еще далек от насыщения, и можно рассчитывать на дальнейший динамичный рост, отмечают эксперты РАЭК.

«Идеология шеринга – это коллективная собственность. Очень сложно быть оператором коллективной собственности в конкурентной среде, но безумно интересно», – считает М.Меженков.

*EBITDA – прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации.

Изображения: RSpectr, Adobe Stock

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Дорогу осилит оцифрованный
Как умнеет отечественная транспортная инфраструктура


Еще по теме

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов

Почему отраслевые облачные платформы экономят время и деньги компаний

Настоящее и будущее искусственного интеллекта в управлении

Насколько эффективной будет маркировка синтезированного нейросетью контента

Каковы перспективы трансфера технологий госуправления в другие страны

К чему приведет новый всплеск интереса к метавселенным

Что мешает отечественным разработчикам цифровых решений

Каким должен быть современный продакт-менеджмент в мире облачных технологий

Безопасная разработка софта и как она помогает бизнесу сэкономить деньги

Как ИТ-технологии меняют логистические процессы

Какие специальности в ИИ-индустрии будут востребованы в 2024 году