ПО, импортозамещение
ИТ / Статьи
импортозамещение ПО
15.8.2023

Софт раздора

Зачем компаниям свое ПО и какова его эффективность

Крупные организации, включая госкорпорации, после ухода западных ИТ-вендоров стали чаще заниматься разработкой собственных ПО-продуктов. Причина – потребность в решениях под специфические задачи и вывод продукта на рынок. Отказ от отечественных решений ИТ-вендоров объясняется либо их кастомностью, либо незрелостью. Эта логика непонятна российским вендорам, поскольку нередко корпорации разрабатывают аналог существующего на рынке продукта. Помимо этого, участники рынка видят в новом тренде угрозу для развития отечественного сектора ПО-разработок.

КОМУ НУЖЕН ИНСОРС И ИНХАУС?

Крупные предприятия, в том числе с госучастием, активно создавали в последние годы свои подразделения либо дочерние компании по цифровому развитию. Помимо обслуживания ИТ-инфраструктуры, они начали активно развивать разработку собственного софта. Например, в августе АО «Русатом Инфраструктурные решения» (входит в «Росатом») представило цифровой модуль экологического мониторинга. Ранее, в июне компания «Транснефть – технологии» представила платформу промышленной автоматизации «Эвоскада» (Эволюция – SCADA). Как сообщала пресс-служба, заместитель генерального директора по производственным и технологическим системам компании Дмитрий Кряжевских отмечал, что команда разрабатывает универсальную платформу для управления технологическими и производственными процессами.

Судя по заявлениям разработчиков, продукт создавался не под узкую нишевую потребность, а как «фундамент для экосистемы». Кроме того, платформа имеет большой потенциал в развитии и может применяться не только в топливно-энергетической, но и в других отраслях экономики, прогнозировал генеральный директор «Транснефть – технологии» Дмитрий Дворников.

На российском рынке ПО-решений сегодня присутствует несколько систем SCADA. Но как утверждает Дмитрий Кряжевских, скорости обработки данных, на которых работает их платформа, не доступны ни одной отечественной и, вполне возможно, зарубежной компании.

Эксперты в разговоре с RSpectr отметили, что отечественный рынок насыщен конкурентными разработками в области средств автоматизированного проектирования (САПР), искусственного интеллекта (ИИ), информбезопасности (ИБ). На рынке много отечественных BPM- и CRM-систем, сообщил генеральный директор компании «Эмбер» Александр Ивлев. «В реестре российского ПО уже более 17 тыс. продуктов, что очень хороший показатель. Мы уже можем замещать даже некогда фундаментальные продукты вроде VMware или Hyper-V (системы виртуализации. – Прим. ред.)», – отметил генеральный директор vStack Станислав Мриль.

Разработка своего ПО связана с отсутствием у госкорпораций полной информации о доступных на российском рынке решениях и их функционале, считает заместитель генерального директора РЕД СОФТ Рустам Рустамов. К этому фактору он добавил сохранившийся «скепсис в отношении российских ИТ-продуктов».

Рустам Рустамов, РЕД СОФТ:

– Инхаус-разработка имеет существенные риски: отсутствие необходимых компетенций в большинстве случаев приводит к сомнительным результатам; доработка этих сомнительных результатов требует не только продления сроков, но и привлечения новых ресурсов.

ПОЧЕМ НОВЫЙ «ВЕЛОСИПЕД»

Впрочем, ИТ-подрядчики, которые помогают создавать ПО на инсорсе, говорят, что даже качественные готовые решения вендоров могут не отвечать специфике требований и бизнес-задачам компании.

«К тому же внутренняя разработка может оказаться дешевле. Плюс она дает полный контроль над данными и бизнес-процессами. Это особенно актуально для госкорпораций, где конфиденциальность и безопасность играют ключевую роль», – пояснил директор по развитию бизнеса Umbrella IT Алексей Феофанов.

Есть мнение, что собственное ПО можно сделать более надежным, с учетом всех требований по информбезопасности, но получается это далеко не всегда, особенно если у компании нет большого опыта, возразил генеральный директор «EdgeЦентр» Михаил Шурыгин.

Еще один довод в пользу инсорс-ПО связан с кастомностью. «Приобретая готовый софтверный продукт, заказчик получает 80% того, что не нужно, и разрабатывает 80% того, что нужно. Так происходит, потому что готовое ПО обладает малой пластичностью для распространения на весь бизнес», – считает генеральный директор ZeBrains (разработка ПО под заказ) Рамиль Зайнеев.

Доработка часто становится обязательным этапом, но покупной софт на 90% удовлетворяет потребности заказчика

уверен технический директор и основатель Flussonic Максим Лапшин.

С уходом зарубежных вендоров объем внедрения и тиражирования российских решений значительно вырос. И это способствовало качественному изменению российского ПО в лучшую сторону, считает исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Ренат Лашин. Эксперт полагает, что необходимо применять уже накопленный опыт импортозамещения и обеспечивать ускоренное внедрение существующих российских продуктов.

Ренат Лашин, «Отечественный софт»:

– При этом важно не отклоняться в сторону разработок дублирующего ПО госкомпаниями, госкорпорациями и ИТ-подразделениями банков, тратя на это немалые средства из госбюджета. Логичнее не создавать «велосипед» заново, а доращивать под требования заказчиков решения российских ИТ-компаний.

Участники рынка считают, что новый «велосипед» влечет за собой значительные издержки. Когда компания разрабатывает свое собственное ПО, этот процесс затягивается и становится бесконечным, а затраты на команду увеличиваются в десятки и сотни раз, говорит Максим Лапшин.

Не очень понятно, зачем тратить госсредства на создание аналогичных отечественных ИТ-продуктов, в то время, когда государство активно поддерживает развитие ПО-решений российскими вендорами, задается вопросом руководитель комитета по информационному моделированию градостроительной деятельности АРПП «Отечественный софт», заместитель гендиректора по науке «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров. В особенности в условиях повсеместного кадрового дефицита IT-специалистов. К тому же, кадровый ИТ-рынок «лихорадит» из-за переманивая госкомпаниями специалистов. Большие возможности крупных госкорпораций «оголяют» рынок и малому бизнесу в таких условиях намного сложнее развиваться.

«В работе с крупными клиентами мы иногда слышим позицию о том, что выгоднее запустить процесс внутренней разработки, чем приобретать готовое решение», – рассказал исполнительный директор российской ИТ-компании HFLabs Константин Степанов. Он объяснил это наличием больших ресурсов, нежеланием попасть в зависимость от вендоров, а также стремлением следовать тренду на инновационность.

Но в горизонте трех лет своя разработка оказывается дороже вендорских решений

Эксперт считает, что сначала необходимо проанализировать несколько факторов.

Константин Степанов, HFLabs:

– Есть ИТ-решения, полноценная работа которых возможна лишь при постоянном мониторинге действий регуляторов или обновлений справочников. Такую систему нужно не только написать, но и постоянно сопровождать, следить за ее актуальностью. Поэтому нужно еще на старте проекта тщательно оценить ресурсы компании.

Константин Степанов также отметил большие риски, связанные с сотрудниками. Были случаи, когда команды, развивающие продукт, неожиданно увольнялись, и процесс был буквально парализован, пояснил он.

До сих пор в некоторых компаниях встречаются когда-то разработанное кастомное собственное ПО, которое превращается в отмирающий инструмент, поскольку уходят разработчики, а ресурсов на поддержку и развитие этих решений нет, говорит руководитель блока цифровизации капитального вложения и инвестиционных проектов нефтегазовой компании «Сибур» Константин Дроздов.

ПОДЕЛИТЬСЯ С РЫНКОМ

Государство активно финансирует цифровые разработки госкорпораций. В прошлом году наибольший объем финансирования на разработку собственных платформ получили компании, являющиеся флагманами космической, судостроительной, машиностроительной, военно-промышленной и телекоммуникационной отраслей, говорит Александр Ивлев.

Нередко решения, которые они разрабатывают, направлены на создание единой информационной среды корпорации, или разработку своего собственного САПР, или систему управления жизненным циклом изделий и так далее, уточнил эксперт.

В разговоре с RSpectr глава Комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн пояснил, что иногда ведомства вынуждены самостоятельно заниматься вопросами разработки софта.

 Александр Хинштейн, Госдума:

– Росгвардии в рамках цифровой трансформации пришлось разворачивать собственные решения, используя устаревшие версии отечественного ПО – дополнительного финансирования для покупки нового софта не предусмотрено.

При этом парламентарий отметил, что на рынке софта появляется все больше отечественных ИТ-продуктов, разработчики которых готовы гибко настраивать свои решения под заказчиков.

Если на рынке возникает вопрос: что выгоднее – создать «самописное» ПО или приобрести готовое, то мы возвращаемся на 20-30 лет назад

считает начальник отдела маркетинга НПП «СпецТек» Игорь Антоненко.

Отчасти этому поспособствовал приказ Минкомсвязи от 30 июля 2019 года №422, напоминает эксперт. Этим приказом в Единый реестр отечественного ПО и баз данных был введен новый класс ПО: «Программное обеспечение, разработанное органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными корпорациями, компаниями и юридическими лицами с преимущественным государственным участием для реализации своей деятельности и предназначенное преимущественно для внутреннего использования». В новом классификаторе это класс 05.07.

«Полагаю, что базовая цель приказа – обеспечить должный уровень безопасности тех систем, которые используют госорганы либо компании с госучастием. Это позволяет добиться надежной защиты для данных и всех процессов, которые системы обрабатывают», – сообщил Константин Дроздов.

Но при решении одной проблемы возникает другая. Если бюджет на закупку готового или заказного ПО был ограничен рыночной конкуренцией, то в инсорсе этого нет, зато возникает конкуренция с отечественными вендорами, считает Игорь Антоненко.

НА РЕГУЛЯТОРНОЙ ОСНОВЕ

Впрочем, регулятор озаботился этим вопросом год назад, и в августе 2022 Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию были одобрены изменения в «Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием».

Они действуют по настоящее время, напомнили в Минцифре в разговоре с RSpectr.

Минцифры, пресс-служба:

– В документе говорится о том, что не менее 70% заказа на ПО, разрабатываемого госкомпанией или компанией с госучастием, должно быть с рынка. Соответственно, не более 30% может быть использовано для инсорсинга.

Заказ может выполняться силами ИТ-подразделений самой компании или аффилированных с ней юрлиц, уточнили в министерстве. Если доля таких трат будет больше, то Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ не согласует госкомпании цифровую стратегию.

Михаил Бочаров считает, что для поддержки рекомендации хорошо бы наладить механизм контроля инсорс-разработок ПО. «Возможно, стоит считать те 70%, которые, согласно рекомендациям, корпорации должны вкладывать в рынок при разработке решений», – предложил эксперт.

Ограничительные меры необходимы для сохранения добросовестной конкуренции за счет использования компетенций, накопленных бизнесом за многие годы

пояснил Ренат Лашин. Не секрет, что госкомпании обладают значительными финансовыми и административными ресурсами, однако при этом у них может отсутствовать понимание рыночных перспектив создаваемого решения, отметил он.

Для того чтобы крупные компании не изобретали «велосипеды», как раз и были задуманы Индустриальные центры компетенций (ИЦК), говорит Евгений Алмазов: «Эти центры должны помочь бизнесу получить дополнительную экспертизу, возможность обмена опытом по вопросам цифровизации, чтобы разумно выбирать способ импортозамещения и распределения государственной помощи. Особенно когда дело касается “тяжелого” ПО».

Евгений Алмазов отметил, что сегодня компании все чаще выбирают решения с проработанной no-code-настройкой либо разработки на базе low-code-платформы, чтобы не стать заложником разработки.

Сегодня отечественные разработчики способны удовлетворить практически весь спрос, но важно другое – экосистема

считает Рустам Рустамов. Рынку нужны программные комплексы, а не отдельно взятые продукты, которые ни с чем не совместимы.

Сейчас есть сильные отечественные ПО-вендоры в самых разных сегментах, и логично крупным компаниям вкладывать в их экосистемные продукты, подтверждает тренд Константин Дроздов.

«Главное, чтобы вендоры не предлагали кастомные решения, заточенные под заказчика, а постоянно совершенствовали их с учетом текущих трендов цифровизации. И мы видим, что они работают в этом направлении, создавая дорожные карты и выпуская релизы предстоящих обновлений», – считает эксперт.

Он добавил, что делать собственные софтверные решения, которые не касаются операционной деятельности предприятия, неэффективно. Логично приобретать платформенные решения и развивать их.

Денис Кунгуров

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

Еще по теме

Почему буксует импортозамещение электронных компонентов

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора