ИТ / Статьи
гейминг ПО регуляторика
17.2.2023

Спрос, экспорт, движок!

Какие меры господдержки готовят для российской индустрии видеоигр

В условиях ограничений на платежи разработчикам игр трудно развиваться, и государство «должно подставить свое плечо», заявил глава Минцифры РФ Максут Шадаев. Кроме того, в России объявлено о запуске проекта по созданию базовой версии игрового движка (ПО для разработки игр). Этим займется компания VK. Госкорпорация «Ростех», которая ранее тоже заявляла о своем желании участвовать в разработке такого софта, по-прежнему заинтересована в реализации проекта.

ОБОЙТИ САНКЦИИ

Разработка игр очень пострадала от финансовых и технологических санкций, государство готовит пакет мер поддержки этого сегмента IT-отрасли, пообещал глава Минцифры РФ Максут Шадаев на пресс-конференции, посвященной проекту по созданию отечественного игрового движка. По его словам,

главное для компаний – это спрос, они могут развиваться только в условиях доступа на внешние рынки

Министр рассказал о подготовке проекта закона о предустановке на телефоны и планшеты игр и систем их оплаты без участия международных компаний.

Максут Шадаев, Минцифры:

– Минцифры с лидерами отрасли готовят большой законопроект, который позволит предустанавливать игры на мобильные платформы, в том числе и не из AppStore, и даст возможность осуществлять платежи в них не из международных платежных систем, а через системы компаний, доминирующих на российском рынке.

Кроме того, поделился он,

готовится программа по стимулированию и поддержке экспорта отечественных игр в Китай

Она компенсирует «уход с тех рынков, где у нас сейчас сложности».

Особое внимание будет уделено вопросам подготовки кадров для индустрии игр, добавил Максут Шадаев.

В 2022 году российские создатели игр лишились возможности продолжать работать с мировыми магазинами онлайн-приложений: Steam, Google Play, AppStore и некоторыми другими. Из-за остановки работы платежных систем Visa, Mastercard и PayPal на территории России деньги от покупателей до студий дойти не могут. Кроме того, популярные мировые магазины игр не позволяют пополнять кошельки из РФ, а значит, продавать новинки стало труднее. Также отечественные студии потеряли доступ к иностранному профессиональному софту.

Многие крупные компании в этой ситуации перенесли свои основные юрлица и финансовые потоки в другие страны (Кипр, Сингапур, американские офшоры) и продолжили работу, рассказал RSpectr евангелист технопарка «ИТ Крым», сооснователь геймдев-студий Maxelium AS, Drunkard Raccoons Сергей Голубкин. Но у средних и небольших студий таких ресурсов нет, по сути, они полностью лишились легальных рынков сбыта и возможностей для продолжения работы.

По оценке эксперта,

до 50% отечественных игровых разработчиков покинули страну или трудятся в интересах компаний, которые не находятся в российской юрисдикции

Остальные ищут зарубежных партнеров. Многие просто перестали существовать. «Как результат – большая и процветающая индустрия игровой разработки сократилась на 70-80% с точки зрения налогов и кадров в российской экономике», – сетует Сергей Голубкин.

Для возвращения индустрии на уровень 2021 года должна быть разрешена ситуация с доступом к игровым маркетплейсам, отмечает эксперт. Поскольку в нынешних обстоятельствах это вряд ли осуществимо, есть другое решение – собственный большой магазин на страны БРИКС, который даст доступ к 2 млрд пользователей и примерно к 50% денег глобальной игровой индустрии.

Сергей Голубкин, технопарк «ИТ Крым»:

Если наши разработчики могли претендовать на долю от 15% мирового рынка, то Россия как рынок потребления никогда не превышала 1%. У нас довольно много игроков, но они практически не платят за покупку игр.

Другое возможное направление для поддержки игровой индустрии –легализация расчетов в криптовалюте в России, полагает он. Это позволит обойти санкции магазинов и вернуть доступ наших разработчиков к игрокам по всему миру.

МИЛЛИАРД НА ДВИЖОК

Максут Шадаев считает, что, хотя в настоящий момент нет ограничений на доступ к зарубежным движкам, нужно готовиться к разным сценариям. Поэтому необходимы собственные разработки.

Министр подчеркнул, что

собственный игровой движок – это важная база для дальнейшего роста отечественной игровой индустрии

В России есть успешная практика финансовой помощи киноиндустрии, напомнил он. «Государство будет поддерживать и выход новых игр. Это станет приоритетом на ближайшие три-пять лет», – заверил Максут Шадаев.

Как сообщил на пресс-конференции гендиректор VK Владимир Кириенко,

VK инвестирует 1 млрд рублей в разработку базовой версии игрового движка

Помимо этого, компания дополнительно планирует выделять разработчикам гранты, их размер будет обсуждаться с сообществом и зависеть от потребностей индустрии.

По оценке VK, создание игрового движка займет от трех до пяти лет. Основные этапы его разработки, по словам Владимира Кириенко, компания рассчитывает пройти в ближайшие два года.

Владимир Кириенко, VK:

– В 2024 году мы планируем выпуск первой бета-версии и начало работы с игровым сообществом – доработка, установка и адаптация платформы и серверных решений. В 2025 выходим на стартовую версию движка с учетом интеграции, оптимизации, которую мы получим в рамках взаимодействия с сообществом.

Для создания базовой версии потребуется не менее 100 специалистов разных компетенций (программистов, технических писателей, художников и других), добавил топ-менеджер.

ОТКРЫТО И БЕСПЛАТНО

Российский игровой движок будет создаваться на основе ПО с открытым исходным кодом. Сегодня в стране уже существуют отдельные элементы такого софта, отметил Владимир Кириенко. «Объединив наши усилия, мы сможем выпустить по-настоящему качественный продукт и видим в этом определенный эффект устойчивости и уверенности разработчиков игр в будущем», – сказал руководитель VК.

Он отметил, что игровой движок используется не только для игровой индустрии, но и в кинопроизводстве, анимации и других направлениях.

Максут Шадаев, Минцифры:

– Мы долго обсуждали разные варианты сценария создания движка. Остановились на том, что самый эффективный – когда компания инвестирует в такую технологию, делает это в партнерстве с разработчиками, формирует целые сообщества для того, чтобы это стало общей отраслевой инфраструктурной компонентой, которая будет востребована.

В VK будут прислушиваться к мнению игрового сообщества, чтобы в партнерстве найти оптимальные решения, приоритизировать те модули, которые действительно нужны рынку, подчеркнул руководитель группы разработки движка Александр Мясищев. «Также очень важна задача по расширению количества разработчиков и привлечению в индустрию новых кадров», – заявил он.

Концепция нового продукта предполагает, что

движок должен быть достаточно простым для максимально низкого порога входа

Это позволит за короткий срок обучить большое число новых разработчиков и тем самым увеличить количество контента и продуктов, которые будут выходить на российском и международном рынках.

Руководитель игрового онлайн-сервиса VK Play Василий Магурян заявил, что сейчас основная задача – создать лучшие условия для разработчиков на рынке, помогать им, чтобы они могли развиваться и зарабатывать.

Василий Магурян, VK Play:

– Мы очень ценим наше игровое комьюнити, которое уже успело сформироваться вокруг площадки: более 12 млн пользователей зарегистрировано, к нам присоединилось более 12 тыс. стримеров, мы провели более 1 тыс. турниров, в которых приняли участие свыше 200 тыс. человек.

Только за прошедшие полгода к VK Play подключилось более 600 новых разработчиков, из которых более 60% – это те, кто ранее издавался на международной площадке Steam, добавил он.

По мнению руководителя студии Interactive Visualisation Lab Андрея Карсакова, важно, чтобы движок был бесплатным для различных групп, не только для начинающих, но и для крупных студий. Это существенно упростит использование инструмента.

«РОСТЕХ» ТОЖЕ В ДЕЛЕ

О планах VK разработать игровой движок сообщалось осенью прошлого года: тогда компания запросила у Минцифры субсидию в размере 3 млрд руб.

Ранее с аналогичной инициативой выступил «Ростех». По данным СМИ, глава госкорпорации Сергей Чемезов написал письмо Максуту Шадаеву с просьбой выделить средства на создание игрового движка. При этом общие затраты на реализацию проекта оценивались в 10 млрд рублей.

На протяжении нескольких месяцев VK и Минцифры рассматривали различные варианты создания игрового движка, пояснили RSpectr в пресс-службе VK. «Объем дальнейших возможных инвестиций будет определен после создания базовой версии движка, на которую компания выделит 1 млрд рублей», – рассказали в VK.

«Ростех» по-прежнему заинтересован в реализации такого проекта, сообщили RSpectr в пресс-службе госкорпорации.

«Ростех», пресс-служба:

– Мы видим в этом больше чем движок для игр. Такой софт нужен и для промышленного моделирования, в том числе дополненной реальности. Он найдет также применение в медицине, науке, образовании. Мы готовы участвовать, если будет серьезное решение Минцифры о поддержке проекта в том числе из средств программы «Цифровая экономика РФ».

Гендиректор компании CarX Technologies Дмитрий Фокин в комментарии для RSpectr назвал инициативу по созданию отечественного игрового движка полезной. При этом он напомнил, что сейчас на рынке существует два основных продукта: Unity и Unreal от Epic games. Эти движки создавались более 10 лет компаниями со штатом 1000+ сотрудников. Бюджет на каждый из них составил примерно 1,2 млн долларов.

Дмитрий Фокин также обратил внимание на необходимость создания собственной операционной системы на базе отечественных языков программирования и стандартов.

«Пока ПО делается на ОС типа Windows/Mac или даже Linux, оно не будет российским. Таким образом, пока мы не создадим свой Windows, мы всегда будем зависеть от чужих стандартов. Это касается и игровых движков», – отметил он.

Марина Новикова

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

Еще по теме

Почему будущих специалистов по информбезопасности разбирают еще со школы

Новые схемы интернет-мошенников и как им противостоять

Почему буксует импортозамещение электронных компонентов

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО