ИТ / Статьи
информбезопасность инфраструктура
18.5.2022

Острая серверная недостаточность

Правительство поможет компаниям в закупке оборудования для хранения и обработки данных

Дефицит серверов, который может возникнуть из-за ухода с российского рынка зарубежных производителей, в перспективе приведет к проблемам для организаций из целого ряда отраслей, но прежде всего – высокотехнологичных, предупреждают эксперты. В правительстве РФ заявляют о том, что сейчас формируется пул вендоров, которые будут закупать необходимую вычислительную технику для IТ-компаний. Где и как планируется приобретать оборудование и как обстоят дела с импортозамещением в этой сфере – в материале RSpectr.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЕЩАЕТ ПОМОЧЬ

Минцифры России формирует пул вендоровпровайдеров, которые будут закупать необходимое количество серверов для российских IТ-компаний. Так вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко ответил на вопрос журналистов о мерах поддержки организаций, которые не могут найти соответствующих поставщиков.

Также предусмотрена субсидия для компенсации процентной ставки по кредиту на покупку вычислительной техники, подчеркнул Д.Чернышенко. «Будет возможность приобретения, в том числе по обратному импорту, для этого выделены достаточные средства», – добавил вице-премьер.

Ранее VK направила в Минцифры письмо с просьбой помочь в закупке десятков тысяч серверов, так как компания не может найти вендора для приобретения на рынке коммерческих партий вычислительной техники, необходимой для обеспечения текущей работы сервисов и для масштабирования IT-инфраструктуры.

В Минцифры, в свою очередь, сообщили, что ведомство предпринимает ряд мер для организации бесперебойных поставок серверов, систем хранения данных (СХД) и рабочих станций.

Генеральный директор компании «Аэродиск» Вячеслав Володкович рассказал RSpectr, что уход или приостановка работы в РФ зарубежных поставщиков не означает одномоментного исчезновения их продукции. У кого-то остались запасы оборудования, заработали обходные пути поставок и так далее.

Руководитель направления «Инфраструктурные решения» компании КРОК Александр Сысоев отмечает, что правительство упрощает импорт оборудования: есть утвержденный перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без согласия производителей (параллельный импорт). «Однако этот процесс усложняется сломанными логистическими цепочками. Также подобная закупка связана с рядом нерешенных вопросов по гарантийному и техническому обслуживанию поставляемых систем», – указывает эксперт в разговоре с RSpectr.

ЗАКУПКИ ВПРОК

В IT-компаниях, с которыми поговорил RSpectr, уже столкнулись с нехваткой серверного оборудования. Так, руководитель группы разработки продуктов и решений Linxdatacenter Евгений Макарьин сообщил, что большинство вендоров, на базе продукции которых построены и планировались к расширению ЦОДы и облака его организации, ушли из страны.

«Чтобы обеспечить непрерывность бизнеса, мы оперативно закупили запчасти в большем, чем обычно, объеме. А чтобы удовлетворить рост в краткосрочной перспективе, приобретали имеющееся на рынке оборудование. Все дальнейшие закупки мы планируем и производим, естественно, с прицелом на импортозамещение», – говорит Е.Макарьин.

А.Сысоев из КРОК рассказал, что ввиду сокращения предложения на рынке компания не может реализовать проекты для заказчиков в запланированном объеме и на том оборудовании, которое изначально требовалось клиенту. Приходится подстраиваться под новые реалии. Например, искать альтернативы из пула российских систем и остатков на складах у дистрибьюторов, в отдельных случаях оптимизировать текущую инфраструктуру клиентов, а где-то предлагать ресурсы своего публичного облака.

По словам директора по продуктам и технологиям «Группы Т1» Александра Рожкова,

ежегодно в Россию поставлялось от 150 тыс. до 200 тыс. серверов всех типов

На отдельные годы приходился бо́льший объем закупок в связи с жизненными циклами их работы (в среднем три-пять лет).

Эксперт называет две ключевые причины возникновения недостатка серверов и комплектующих для них. В первую очередь, это связано с глобальным дефицитом чипов. Ситуацию на мировом рынке осложняет продолжающаяся пандемия в Китае, в результате чего местные власти ввели локдаун в г. Шэньчжене, где сосредоточены заводские и логистические мощности тайваньских производителей электроники (Foxconn, Unimicron Technology, Sunflex Technology) и китайских технологических гигантов (Huawei, Tencent, DJI).

Вторая причина – под влиянием санкционного давления поставки на российский рынок приостановили крупнейшие производители чипов (тайваньская TSMC, американские компании AMD, Intel, Qualcomm и NVIDIA) и серверов (Dell, HPE, Lenovo, IBM, Oracle и Cisco).

КТО ПОЧУВСТВУЕТ НЕХВАТКУ МОЩНОСТЕЙ

Генеральный директор сети дата-центров 3data Илья Хала в комментарии для RSpectr отмечает, что в большей или в меньшей степени нехватка серверов скажется на всех секторах бизнеса и экономики, потому что рано или поздно перед каждой организацией встает вопрос хранения данных. И если раньше вся информация умещалась на условном рабочем компьютере, то с ростом объема данных его мощностей недостаточно. Большинство компаний и организаций уже пользуются облачными сервисами и услугами дата-центров.

Основными потребителями российского рынка серверов остаются высокотехнологичные отрасли – финансовый сектор, госсектор, телеком, электронная коммерция и облачные провайдеры, перечисляет А.Рожков. Они продолжают активно инвестировать в модернизацию и наращивание инфраструктуры, в том числе в высокопроизводительные системы.

По словам эксперта, в финансовом секторе относительно небольшие банки стали закупать бывшее в употреблении железо на онлайн-сервисах. Более крупные кредитные организации успели приобрести его до масштабных санкций. В частности, в 2021 году перед проведением киберучений с участием 70 финансовых компаний. Об увеличении сроков поставок IТ-оборудования из-за дефицита чипов в четыре раза – с 6–10 до 24–40 недель – еще в начале 2022 года начали говорить облачные провайдеры.

Вячеслав Володкович, «Аэродиск»:

– Сегодня на цифровой составляющей завязан в той или иной мере каждый бизнес и множество госструктур, поэтому нехватка оборудования способна серьезно затронуть работу предприятий в любой сфере. По своей сути серверы, сетевая составляющая и СХД являются базовым инфраструктурным элементом современного мира, как общественный транспорт и электричество, поэтому не допустить их нехватку – это стратегическая задача.

Как сообщил RSpectr заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Александр Сиволобов, есть опасения, что

нехватка серверных мощностей может негативно сказаться на будущем проектов с активным использованием искусственного интеллекта и высокоскоростных вычислений

В таких сферах, как промышленный интернет вещей, обработка видеоданных индустриальной и городской среды, Big Data, беспилотный транспорт, разработка и внедрение передовых систем связи.

Александр Сиволобов, Сколтех:

– Со стороны эти проекты могут показаться не самыми важными в текущий сложный момент. Однако всегда надо учитывать, что такие инновации в экономике формируют лидерство для одних стран и технологическую зависимость для других. В России есть крепкие заделы по всем этим проектам, их нельзя потерять.

КАК ВЫЙТИ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ

Е.Макарьин отмечает, что железо по-прежнему можно приобрести у альтернативных вендоров, в частности, у азиатских компаний. Тем не менее, по его словам, переход на новые платформы требует времени, так как задача перестройки информационной архитектуры уровня enterprise, процессов, поддержки и всех сопутствующих аспектов решается не за пару недель, и даже не за два месяца.

Для адаптации к текущей ситуации в «Группе Т1» видят несколько взаимодополняющих превентивных мер, рассказал А.Рожков.

Во-первых, это активный поиск российских вендоров. Компания развивает сотрудничество с такими производителями, как Yadro, «Аквариус», Raidix, «Аэродиск» и другие. А также с поставщиками из дружественных по отношению к России стран. К тому же некоторые западные компании частично продолжают свою деятельность на российском рынке.

Во-вторых, идет поиск альтернативных цепочек поставок.

Александр Рожков, «Группа Т1»:

– У российских чипмейкеров есть накопленные запасы готовых процессоров, а у IТ-компаний – альтернативные каналы поставок зарубежного оборудования. Кроме того, существуют другие страны – поставщики процессоров, в частности, Россия потенциально может рассчитывать на полупроводники и микроэлектронику из Малайзии. Эта страна не присоединилась к антироссийским санкциям и является третьим по значимости экспортером полупроводников в мире (после Тайваня и Китая).

И, наконец, третий вариант, который одновременно является глобальным трендом, – предлагать заказчикам активнее переходить на гибридную облачную инфраструктуру. Так, 2020 год стал переломным – расходы на сервисы для cloud-инфраструктуры впервые превысили затраты на дата-центры.

А.Сиволобов посетовал на отсутствие уникальных комплектующих, которые необходимы для решения специфических задач. Речь идет о платах-ускорителях (устройства с программируемой логикой), которые устанавливаются в серверы. Они нужны для обработки сигналов в базовых станциях 5G, которые разрабатывает Сколтех. Такие платы являются мелкосерийным товаром, поэтому легче отслеживаются производителями. Это создает очевидные сложности для параллельного импорта. «Сейчас мы ищем замену продукции американских – в нашем случае Intel и Xilinx (AMD) – поставщиков. Но на это потребуется время. Возможно, похожие истории про свои специфические потребности могут рассказать эксперты и из других сегментов рынка», – говорит А.Сиволобов.

РАЗВИВАТЬ СВОЕ

Российские решения есть, но объемы производства недостаточные, чтобы быстро заместить ушедших иностранных вендоров, говорит И.Хала.

А.Рожков полагает, что

пока можно говорить только о развивающемся тренде локализации производства полного цикла в части микросхем и железа на территории России

По мнению эксперта, на текущий момент российская радиоэлектронная промышленность при мощной поддержке государства развивается ускоренными темпами, но пока производителям не хватает внутренней конкуренции и полноценных партнерских экосистем, включая независимые дизайн-центры.

«Аэродиск» является производителем ряда готовых инфраструктурных решений, включая СХД и серверы. «Таким образом, мы прилагаем усилия для того, чтобы никакого дефицита серверов в нашей стране не было, – рассказывает RSpectr В.Володкович. – Другое дело, что мощности наших производителей не были рассчитаны на скачок спроса, вызванный перебоями с импортом, и рынок сейчас активно перестраивается».

По его словам, отрасли нужно провести оперативное масштабирование в несколько раз, а это сложная задача во многих отношениях, от обеспечения финансирования до кадровых вызовов.

Отдельным вопросом здесь является поставка комплектующих, потому что далеко не все они на настоящий момент производятся в России.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК:

– На мой взгляд, государству надо сформировать пул производителей процессоров и поставить им задачу не к 2030 году выйти на серийный выпуск 28-нанометров процессоров, а, скажем, к 2032-му обеспечить выпуск 6-7-нанометровых устройств, в идеале – 3-нанометровых. Потому что к 2030-му году 28-нанометровые процессоры никому не будут нужны! Они уже на выходе с конвейера будут безнадежно устаревшими, невостребованными железками. Их придется отправлять прямиком в музей. Хочу обратить внимание, процессор «Эльбрус» 2с3 уже сегодня производится по технологии 16 нанометров.

В настоящий момент в России пока есть одна компания, которая действительно способна решить проблему отечественных процессоров – это МЦСТ. Надо привлечь еще пару независимых творческих коллективов, у которых есть желание и интеллектуальный потенциал составить конкуренцию МЦСТ. Отобрать самых талантливых, молодых, дерзких разработчиков, создать им все условия для продуктивной работы, обеспечить требуемое финансирование. И еще необходимо несколько коллективов, которые занялись бы созданием средств производства процессоров. Да, такой госпроект – это некоторый риск. Но 28 нм в 2030 году – это гарантированный провал.

Изображение: RSpectr, Adobe Stock

Еще по теме

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов