Стартап, внимание, марш!
Какие выгоды можно извлечь из Internet of Things
Интернет вещей (Internet of Things, IoT) может и должен стать инструментом, благодаря которому предприятия смогут повысить ценность своего бизнеса, а также приобрести важные конкурентные преимущества. Однако реализовать его потенциал невозможно без новых специально созданных приложений. Это направление может стать хорошим шансом для небольших компаний-разработчиков и стартапов.
Без долгих размышлений
За всю историю развития современной промышленности ни одно явление не открывало для производственных предприятий столь широких возможностей, как Интернет вещей. Этот тезис озвучил генеральный директор «PTC Россия» Андрей Шолохов, выступая на бизнес-завтраке, организованном компанией совместно с журналом «Harvard Business Review – Россия».
По данным McKinsey Global Institute, Интернет вещей обладает потенциалом увеличения мировой экономики на сумму от $2,7 до $6,2 трлн ежегодно в течение десяти ближайших лет. Но реализовать эту ценность невозможно без ПО, создаваемого специально для IoT. «При помощи нового вида приложений можно наблюдать, удаленно контролировать и автоматизировать работу изделий. Тем самым коренным образом трансформировать способы их создания, эксплуатации и обслуживания. Как итог – более высокая рентабельность инвестиций, быстрое достижение запланированных показателей и упрощение внедрения инноваций в производственной процесс», – отмечается в презентации PTC.
Для того чтобы обеспечить заказчиков – производителей «умных» сетевых изделий – высокими конкурентными преимуществами, PTC Inc в прошлом году приобрела Thing Worx – ведущего поставщика решений в области разработки и запуска приложений для IoT.
«Интернет вещей – это не волшебная палочка, он сам по себе не приносит дополнительной ценности», – резюмировал А. Шолохов. Однако если у производителя есть сервисная стратегия, IoT как дополнительный рычаг может принести больше денег.
Чем «умнее» устройство, тем выше шансы у его производителя заработать с помощью Интернета вещей, подчеркнул представитель PTC. Но для этого изделие необходимо снабдить ПО, способным дополнить его новой функциональностью. Так, если в автомобиле с IoT-функциями случается поломка, система может самостоятельно не только сообщить об инциденте в технические службы, но и определить вид повреждения и необходимые запчасти. А если срабатывают подушки безопасности – сразу вызвать врачей на место ДТП.
С Интернетом вещей тесно связана концепция Big Data (большие данные), которая позволяет систематизировать и обобщать огромные массивы различной информации, а также делать на их основе практические выводы и принимать наиболее эффективные решения.
Шанс для начинающих
Интернет вещей открывает перспективы для стартапов и небольших компаний, которые смогут заработать на создании мобильных приложений на программных платформах. Эксперты уверены в таком развитии рынка. Президент фонда «Центр Стратегических Разработок «Москва» Владимир Княгинин добавил, что емкость бизнеса компаний, которые владеют платформами, неограниченна.
У отечественного малого предпринимательства есть все шансы стать лидером в сфере IoT, заявил советник председателя правления «РОСНАНО» Василий Грудев. Эксперт объяснил это относительной простотой реализации бизнес-идей при помощи Сети: «Сделать шаг в Интернет вещей может каждый среднестатистический обыватель».
«У нас есть такие стартапы, которые в узком сегменте «захватывают» всю страну и выходят со своей технологией на зарубежные рынки, увеличивая прибыль с сумасшедшей скоростью: в первый год зарабатывали 100 тысяч в месяц, а во второй – уже десятки миллионов», – рассказал экс-заместитель директора по развитию «Фонда Развития Интернет-Инициатив»(ФРИИ) Виталий Недельский.
Крупные корпорации, в свою очередь, внедряя IoT-технологии, увеличат привлекательность своих продуктов для конечных пользователей, повысят их конкурентоспособность и расширят функционал.
Многозадачность устройств
Мнением о том, как могут и должны работать «умные» вещи, поделился вице-президент по информационным технологиям ОАО «РКК «Энергия» Петр Скобелев. Прежде всего, им необходимо знать интересы, предпочтения и ограничения пользователей, гибко реагировать на события, планировать работу и контролировать результаты, взаимодействовать с человеком для координации действий. Кроме того, желательно, чтобы подключенные устройства могли обучаться при накоплении истории данных, а также создавать отчеты.
«Поставленная перед корпорацией задача по повышению эффективности разработки, производства и эксплуатации сложных изделий ракетно-космической техники требует применения новых методов и средств поддержки перехода предприятия на рельсы экономики реального времени. Перспективы IoT-технологий мы видим в организации «умного» управления проектами – оперативного, прозрачного и гибкого», – сказал П. Скобелев.
Повсеместное внедрение Интернета вещей на производстве позволяет перейти к принципиально новым бизнес-моделям, где ключевую роль будут играть уже не товары и услуги, а устройства с динамическими характеристиками по запросу.
Директор по инновационному развитию ОАО «НПО Сатурн» Дмитрий Иванов назвал эту модель «плати за использование»: «Завтра мы будем оплачивать конкретную услугу, которая нужна нам в определенный момент времени». Например, компания General Electric (GE) продает уже не только авиационные двигатели. Так, датчики, установленные на них, позволяют собирать полезную информацию, которая экономит топливо, предупреждает образование льда и многое другое. И доступ к этой базе данных GE предлагает авиакомпаниям за деньги.
Кому предъявлять претензии?
Одна из ключевых ролей в развитии Интернета вещей принадлежит операторам связи. Именно посредством беспроводных сетей передаются все данные и запросы от миллиардов датчиков и объектов управления.
Директор направления IT и облачных ресурсов J’son & Partners Consulting Александр Герасимов подчеркнул: IoT-устройства генерируют небольшое количество трафика, не более 1 кбит/с, при этом они предъявляют высокие требования к доступности канала и задержке сигнала. «Справиться с этой задачей могут только сети стандарта LTE, проникновение которых в России сейчас еще невелико», – заявил эксперт.
Более того, основой для Интернета вещей должны стать программно определяемые сети (Software Defined Networking – SDN). Они способны не только практически мгновенно реагировать на запросы, но также контролировать, включать и выключать устройства без вмешательства человека. Став операторами таких сетей, компании существенно расширят свой бизнес, уверен А. Герасимов, а те затраты, которые возникнут в процессе доработки инфраструктуры, окупятся сполна.
Так, за счет преимуществ, которые дает SDN, операторы получают возможность тарифицировать не только объем трафика, но и качественные характеристики канала. Таким образом, телеком-компании смогут продавать дополнительные, важные для потребителя функции, например, безопасность.
Согласно данным Hewlett-Packard Company, 70% IoT-устройств уязвимы перед внешним вмешательством. «Единственная возможность их обезопасить – предоставить защищенные каналы связи», – сказал эксперт.
Между тем крупные игроки телеком-рынка ищут для себя путь к IoT. Как рассказал директор проектов департамента управления продуктами для госсектора ОАО «Ростелеком» Александр Петров, компания видит Интернет вещей среди своих приоритетов. «Сейчас мы ведем активную работу с ФРИИ, намечаем, каким образом мы, как владельцы будущих платформ для развития IoT, будем входить на этот рынок. Ищем партнеров, которым мы сможем предложить свои услуги», – сказал А. Петров.
Руководитель Практики технологического консалтинга Accenture в России Вадим Пестун в рамках бизнес-завтрака обратил внимание и на то, что развитие Интернета вещей влечет за собой появление новых юридических аспектов. Так, в случае с подключенными беспилотными автомобилями предстоит выработать правоприменительную практику, определить права и обязанности сторон. «Юристы всего мира озабочены вопросом, кому предъявлять претензии в случае ДТП – разработчику, представителю завода-изготовителя или владельцу машины», – рассказал В. Пестун.
***
Атака на «радионяню»
Тему кибербезопасности, в том числе в сфере Интернета вещей, поднял, выступая 18 июня на Петербургском международном экономическом форуме, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.
«Подключаемые к интернету устройства уязвимы, поскольку они не снабжены базовыми средствами защиты. Растет число кибератак на подключаемые пользовательские устройства. В ход идут «радионяни», домашние термостаты и телевизоры. С помощью холодильников организовывают ботнет-атаки», – отметил А. Жаров.
По словам главы ведомства, повышение уровня защищенности граждан со стороны государства в сфере высоких технологий и интернета является актуальным общественным запросом.