5G без 3,4–3,8 ГГц: что мы потеряем
Эксперты рассказали о последствиях отказа от наиболее востребованного диапазона для развертывания пятого поколения связи
В августе стало известно о том, что президент РФ поддержал отрицательную позицию Совета безопасности по использованию диапазона 3,4–3,8 гигагерц. В докладе было рекомендовано не выделять эти частоты операторам связи для развертывания сетей 5G. Однако, как сообщил RSpectr источник в одном из силовых ведомств, Совбез представил свой документ еще в апреле 2019 года, а резолюция была наложена в мае. Сейчас ситуация вновь поменялась, и споры вокруг доступных частот для 5G продолжаются. RSpectr провел опрос экспертов и выяснил, чего лишится российский рынок, если наиболее востребованный диапазон так и останется недоступным для гражданского применения.
ДМИТРИЙ КОНАРЕВ
ведущий эксперт мобильного ШПД Huawei в России:
– Без диапазона 3,4–3,8 ГГц мы не попадем в число пионеров с ранним коммерческим запуском 5G и не сможем продемонстрировать гигабитных пропускных способностей на пользователя (при условии, что все операторы получили бы по 100 МГц в этой полосе). На первом этапе возможны трудности с терминальным оборудованием пятого поколения. Кроме того, сложно будет говорить о «ковровом» покрытии городов услугами связи 5G. Дело в том, что развертывать сеть для обеспечения широкого охвата в полосе 4,9 ГГц как минимум в полтора раза дороже в сравнении с 3,4–3,8 ГГц, а миллиметровый диапазон вообще не предназначен для этих целей.
Остаются частоты в 2,6 ГГц, но операторы могут не захотеть использовать их для 5G или им не дадут это сделать (сейчас для этого диапазона не применяется принцип технической нейтральности).
Но я бы не стал из этой ситуации делать трагедию. Тут встает вопрос возможных альтернатив. Изначально было понятно, что в лучшем случае в диапазоне 3,4–3,8 ГГц операторам смогут выделить всего 100–200 МГц, чего явно недостаточно для четырех компаний.
Возможно, имеет смысл задуматься об использовании диапазона 2,6 ГГц в качестве основного для первого этапа развертывания 5G в России
В перспективе можно задействовать диапазоны 1800 МГц, 2100 МГц, 2300 мегагерц. Диапазон 4,9 ГГц можно успешно использовать для хот-спотов; оборудование, которое поддерживает эти частоты, уже есть.
ВИТАЛИЙ ШУБ
заместитель руководителя Центра компетенций НТИ по беспроводной связи и интернету вещей при Сколтехе:
– Отказ от диапазона 3,4–3,8 ГГц приведет к катастрофическим последствиям для российского телеком-рынка.
Во-первых, поскольку эта полоса будет использоваться повсеместно, кроме России, территория РФ выпадет из глобального роуминга 5G. Это будет серьезным репутационным ударом по российским операторам и их капитализации.
Во-вторых, российские операторы потеряют часть доходов и прибылей от международного роуминга, особенно в основных туристических и бизнес-центрах с большим притоком визитеров типа Москвы, Санкт-Петербурга и дальневосточных городов.
В-третьих,
это будет серьезным ударом по получению доходов и прибыли от новых телеком-услуг, специально создаваемых для новой экосистемы 5G
В-четвертых, это негативно отразится на сотовой рознице абонентских устройств, как операторской, так и независимой. В ближайшие годы станут продаваться сначала премиальные, потом более дешевые 5G-смартфоны с поддержкой диапазона 3,4–3,8 гигагерц. Но у нас они не будут пользоваться ожидаемым спросом: зачем переплачивать за технологию, которой в России нет? Смартфоны с поддержкой диапазона 4,8–5,0 ГГц появятся позже и будут представлены намного меньшим количеством моделей, в основном это будут устройства, разработанные для китайского рынка, с соответствующими проблемами открытых частотных диапазонов и ПО. А без новых абонентских терминалов и прибылей, генерируемых ими, возврат инвестиций в строительство сетей обеспечить не получится.
В-пятых, лишние несколько децибел поглощения радиосигнала в стенах и окнах зданий на несущих 5 ГГц, по сравнению с 3,5 ГГц, потребуют значительного увеличения количества требуемых для приемлемого покрытия базовых станций и резкого увеличения САРЕХ и ОРЕХ операторов, значительно ухудшая их бизнес-кейсы модернизации сетей на 5G. Кроме того, частотного ресурса в диапазоне 4,8–5 ГГц явно мало для четырех крупных операторов.
Все вышеперечисленные негативные факторы неизбежно приведут к резкому снижению мотивации сотовых операторов по внедрению технологии 5G, пока не решится вопрос использования полосы 3,4–3,8 ГГц, а также еще более низких частот в диапазоне 700 МГц, пригодных для качественного покрытия вне и внутри зданий.
ИГОРЬ ГУРЬЯНОВ
генеральный директор ООО «Спектрум Менеджмент»:
– Если говорить о перспективе 2019–2024 годов, то основным применением 5G будет разгрузка перегруженных в крупных городах сетей LTE, чтобы сохранить приемлемое для потребителей качество предоставляемых услуг. Поэтому вопрос о выборе частот (3,4–3,8 или 4,4–4,99 ГГц) стоит столь остро.
Ключевой проблемой для полосы 4,4–4,99 ГГц станет малое число моделей смартфонов, их неприспособленность к существующим европейским полосам радиочастот и, как следствие, очень низкое проникновение таких терминалов среди российских абонентов. Устройства в диапазоне 4,5 ГГц если и будут развиваться, то только в интересах оператора China Mobile. При этом на ближайшие годы он уже решил внедрять 5G в полосе 2515–2675 МГц и не торопится с использованием полосы 4,5 гигагерц. А если на руках у абонентов практически нет смартфонов с поддержкой полосы в диапазоне 4,5 ГГц, то нет смысла строить и сети. Если не виден возврат инвестиций, то зачем операторам развивать и поддерживать на текущем уровне качества и цен даже существующие услуги мобильного интернета или предоставлять емкость сети, например, для видеокамер в системе «Умный город»?
Но гораздо более серьезные последствия нас ждут уже после 2024 года, когда наконец-то созреют новые услуги для дополненной реальности, дронов, подключенных автомобилей и автоматизации промышленности. Вся эта экосистема сервисов будет развиваться в странах, где есть нормальные сети 5G и ориентироваться на диапазон 3,4–3,8 гигагерц. Даже если мы дождемся массовых терминалов для полосы 4,4–4,99 ГГц через пять-семь лет, инфраструктура будет просто не готова для этих новых применений, рассчитанных на зрелые сети 5G. А наши операторы все эти годы будут тратить время и средства на «выжимание последних соков» из действующих полос радиочастот, вместо того чтобы вкладываться в разработку инновационных сервисных платформ в сетях 5G.
Даже открытие такой новой полосы радиочастот, как 700 МГц, в ближайшие годы сможет лишь решить проблему покрытия сетей передачи данных за пределами городов, но не сможет компенсировать отсутствие емкости сетей в городах.
На бумаге для «галочки» сети 5G могут быть в 4,4–4,99 ГГц, но реальных достижений «Цифровой экономики – Экономики 4.0» мы не увидим
Без диапазона 3,4–3,8 ГГц в сетях сотовых операторов экономика России не только останется без рынка современных сервисов, но и рискует столкнуться со снижением качества и увеличением стоимости уже действующих услуг.
АНАТОЛИЙ СМОРГОНСКИЙ
совладелец IT-холдинга Ambite:
– Диапазон 4,9 ГГц как более емкостный может быть использован для разгрузки мест, где много трафика. Но покрытие в условиях города будет лучше за счет использования более низкого диапазона 3,4–3,8 ГГц, а развертывание сети обойдется дешевле.
Также важный аспект – это совместимость и наличие оборудования. Все мы помним, как «Скайлинк» в нестандартной частоте 450 МГц так и не смог построить успешный бизнес.
Но я думаю, что решение в отношении диапазона 3,4–3,8 ГГц не окончательное. На пилотные проекты оно повлияет слабо, а
в будущем рынку и Минкомсвязи, возможно, удастся совместно убедить военных расчистить диапазон в 3,8 ГГц
ВЛАДИМИР ШАПОРОВ
руководитель направления центра развития телекоммуникационных решений компании «Техносерв»:
– Диапазон 3,4–3,8 ГГц в сетях пятого поколения предназначен для расширения покрытия, наращивания емкости сетей мобильной передачи данных для сценариев использования 5G категории eMBB, а также некоторых сценариев категорий URLLC и mMTC (без глубокого покрытия)*.
На начальном этапе развития сетей 5G отсутствие данного диапазона отразится на возможности расширения используемого радиочастотного ресурса с повышенной спектральной эффективностью и, соответственно, на скорости передачи данных и стоимости трафика для операторов. В дальнейшем будет целесообразно рассмотреть возможность использования 3,4–3,8 ГГц в крупнейших городах с реализацией каналов 100 МГц для достижения целевых требований к сервисам 5G.
* eMBB (enhanced Mobile Broadband – сверхширокополосная мобильная связь); URLLC (Ultra-Reliable Low Latency Communication – сверхнадежная межмашинная связь с низкими задержками); mMTC (Massive Machine-Type Communications – массовая межмашинная связь).
ТИГРАН ПОГОСЯН
старший вице-президент компании ООО «ЗТИ-Связьтехнологии» (ZTE Russia):
– ZTE проводит исследовательские разработки и пилотные тестирования в том числе и в диапазоне 4,4–4,99 ГГц, так как он всегда рассматривался как потенциально возможный для развертывания 5G, однако далеко не преимущественный.
На данный момент телеком-отрасль в глобальном масштабе сконцентрировалась на распространенных полосах: 3,5 и 29 ГГц, а в Китае, например, ставку сделали на 3,5 и 2,6 гигагерц. Приложения и сервисы, предлагаемые к внедрению на базе 5G, в приоритете разрабатываются именно под эти частоты.
Если будет принято решение в пользу частот 4,4–4,99 ГГц, встанет вопрос о доступных терминалах, так как производители чипсетов еще не анонсировали коммерческих образцов с поддержкой этого диапазона
Все это факторы приведут к неоправданному сдерживанию и удорожанию развертывания 5G. Из-за отсутствия терминалов и других компонентов экосистемы в краткосрочной перспективе не будут в полном объеме доступны:
- мультимедийные услуги 5G (8K, 3D-видео, онлайн-игры, услуги на основе голограмм и мультимедиа с полным эффектом присутствия);
- сервисы виртуальной и дополненной реальности, которые могли бы использоваться в здравоохранении, образовании, сфере развлечений;
- услуги 5G со сверхнизкой задержкой (управление роботизированными механизмами, телемедицина, беспилотный автотранспорт).
Внедрение сервисов интернета вещей на основе массового подключения устройств требует недорогих решений, но в ситуации с диапазоном 4,4–4,9 ГГц в ближайшем будущем о дешевом оборудовании говорить не приходится. Кроме того, набор конечных устройств будет ограниченным. Это связано с необходимостью их локализации и кастомизации сугубо для российского рынка.
ДЕНИС СЛАДКИХ
директор представительства Viavi Solutions на территории РФ и СНГ:
– Во-первых, мы можем лишиться мировых и международных разработок и оборудования, которые уже есть для 3,4–3,8 ГГц и готовы к коммерческой эксплуатации.
Во-вторых, мы потеряем время на адаптацию существующего оборудования для работы в другом частотном диапазоне. С точки зрения радиоэфира форма луча будет немного другая. Естественно, будут функциональные различия в мощности передатчика и в радиусе покрытия базовых станций. Это то, что первым делом бросается в глаза.
Что касается конкретных кейсов, говорить очень рано, потому что на рынке не существует готового к коммерческой эксплуатации оборудования, работающего на предложенных Минкомсвязью частотах. В попытках сократить затраты и время на его производство и сильно не отставать компании могут выкинуть функциональные особенности ПО, но точного понимания, какие именно, пока нет. Совместные предприятия уже образованы, но как это будет выглядеть – еще сложно спрогнозировать. Это, скорее, вопрос, например, к коллаборации «Ростелекома» и Nokia. И в целом сейчас непонятно, насколько новые разработки будут полностью транслировать все функции того, что уже сейчас доступно в мире для 3,4–3,8 гигагерц.
В-третьих, мы потеряем часть рынка абонентских гаджетов. На данный момент вопрос производства мобильных устройств весьма расплывчат. Например,
с одной стороны, в России много поклонников Iphone. Но будет ли Аpple внедрять технологию под российский рынок – вопрос остается открытым
В-четвертых, непонятно, насколько будет реализована прямая и обратная совместимость между разными частотными диапазонами, будут ли чипсеты в популярных абонентских устройствах поддерживать оба стандарта или потребуется отдельный телефон для выезда за границу, так как домашний работать не будет, и хватит ли просто перенести частотный диапазон или потребуется адаптация конкретных приложений.
Кроме того, встает вопрос регуляторного характера. Если реализация технологии будет в непопулярном диапазоне, обмениваться опытом регулирования будет не с кем, так как пока в этом диапазоне планировал работать только China Telecom.
МАКСИМ БУРТИКОВ
представитель RIPE NCC:
– Диапазон 3,4–3,8 ГГц, в котором во всем мире стартует 5G, считается самым перспективным для начала внедрения нового поколения связи. Он подходит и для автономного транспорта, и для оказания услуг интернет-доступа конечным пользователям. Мировое сообщество решило, что он наиболее удобен для текущих задач. Если для первого этапа внедрения 5G Россия выберет другой диапазон, то встанет вопрос совместимости. Вероятно, для РФ придется заказывать свое оборудование, а это значит, что оно может быть гораздо дороже.
Изображение: RSpectr
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
5G на пороге
Концепция создания и развития сетей связи пятого поколения в России ждет утверждения в правительстве