ИТ / Статьи
персональные данные сервисы
26.8.2022

Дефицит для умного автомобиля

Как в России строить цифровую транспортную инфраструктуру в условиях санкций

Российский авторынок находится в стадии переформатирования: ушли многие европейские игроки, а приходящие новые иностранные технологии должны быть совместимы с работающими в стране. Вместе с тем отечественная индустрия мала по мировым меркам, и инвесторы не торопятся размещать в РФ капиталы. Особенно отрасль недофинансирована в сегменте интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

В ПОИСКАХ СТАНДАРТОВ И КОМПОНЕНТОВ

Вложения в ИТС в 2021 году в России составили 3,9 млрд рублей, сообщил на конференции НТИ «Автонет» партнер Strategy Partners Алексей Волостнов. Эксперт отметил, что расходы на строительство дорог кратно больше.

Казалось бы, государство знает о вызовах технологического характера и заботится об индустрии. В августе Минпромторг опубликовал проект стратегии развития российского автопрома до 2035 года. Но на рынке слишком часто меняются программные документы, считает Алексей Волостнов. По его словам, часть задач предыдущей отраслевой стратегии не была решена.

Алексей Волостнов, Strategy Partners:

– Там декларировалась локализация производства автомобилей до 80 процентов. На практике она доходила до 60%, но, если посмотреть на реальные цифры сегодня, отметка составляет порядка 40%, и уровень будет снижаться и дальше.

Сокращение объема размещенных на территории страны автозаводов связано с уходом иностранных производителей. «Мы, к сожалению, не можем сегодня построить российский автомобиль с нуля, проще начать копировать, как это делают в КНР, где за 20 лет удалась эта задача», – отметил в разговоре с RSpectr генеральный директор V2Lab Артем Никитин. Эксперт добавил, что

к новому году будет нормализована логистическая цепочка по ввозу необходимого аппаратного обеспечения, включая электронно-компонентную базу, и реализуются новые проекты по локализации

Одно из таких производств создается на площадях группы Renault, передавшей активы российским структурам. Переговоры о выпуске автомобиля под историческим брендом «Москвич» «КАМАЗ» ведет с китайским автоконцерном JAC.

Алексей Волостнов отметил, что сегодня в РФ активно приходят игроки из Китая, Кореи и других дружественных стран. Но они должны будут соответствовать отечественным техническим стандартам индустрии и зададут резонный вопрос о целесообразности инвестиций.

Алексей Волостнов, Strategy Partners:

– В России в год можно продать около 600-800 тыс. легковых машин, можно дотянуть до 1 млн, если запустить какую-либо программу льготного кредитования. Для бизнеса из КНР это не интересно, поскольку очень маленький объем, сопоставимый с одной китайской провинцией.

Эксперт Strategy Partners подчеркнул, что, в отличие от ПО, дефицита которого нет в отрасли, нехватка комплектующих на рынке России сохранится долго: «Сейчас все, что нужно импортировать, закрывается примерно на 10-15% от необходимого. К концу года эта цифра достигнет 30-35%».

ВРЕМЯ СЕРВИСОВ НА ОСНОВЕ ИИ

Число подключений к умным транспортным системам в период экономических потрясений снижается, констатировал в разговоре с RSpectr руководитель проекта «Паркоматика» компании ISS Павел Серебряков. По его словам, компании не готовы в этой ситуации пробовать новое и инвестировать в будущую экономию.

Павел Серебряков, ISS:

– Управляющие автопарками стараются максимально сократить расходы, что сказывается на снижении активности покупателей в среднем на 40-60 процентов.

Вместе с тем спрос на мультимодальные транспортные цифровые решения в отрасли растет. За них заказчики заплатили 70 млрд рублей в 2021 году. В 2030-м потребность возрастет в десять раз, дал прогноз Алексей Волостнов.

Базовый функционал телематических решений в стране есть, часть производится в России, многое заменено по программе импортозамещения, сообщил Павел Серебряков. Дефицитным, по его словам, становится сложное техническое оборудование, ввозившееся в прошлом из недружественных стран. Например, системы по безопасному вождению, включающие предотвращение столкновений.

Павел Серебряков, ISS:

– Сложившаяся ситуация приводит к укрупнению компаний, поставляющих телематические решения, слиянию интеграторов, разработчиков ПО и производителей оборудования.

Другой тренд, уже в мировой транспортной индустрии, отметил генеральный директор «ПИРФ» Николай Ильин. Он рассказал, что

раньше сборочные производства полагались на поставщиков, а сейчас все автопроизводители наращивают экспертизу и создают свои платформы

Николай Ильин, «ПИРФ»:

– Такой путь у Tesla, которая имеет свою ОС и полностью контролирует стек ПО. Volkswagen инвестирует 27 млрд евро и хочет стать IT-лидером в ЕС. Для отечественных компаний это также будет оптимальной стратегией.

Рынок транспортной телематики изменила пандемия, изоляция сделала его более умным, рассказал генеральный директор Exodrive Игорь Хереш.

Игорь Хереш, Exodrive:

– Появились ранее не востребованные ИИ-технологии. Мы реализовали решение, которое позволяло в разных городах предупредить компании, что их сотрудники используют служебный транспортные средства (ТС) в личных целях, когда это было запрещено из-за сложной эпидемиологической ситуации.

В беседе с RSpectr Игорь Хереш сообщил, что стандартные решения по контролю расхода топлива и передвижения ТС уже изжили себя и являются нормой на рынке. В сфере транспортной телематики пора предлагать клиентам продукты на основе технологий машинного обучения с использованием ИИ. Окно возможностей эксперт также видит в продуктах тех компаний, которые работают на стыке телематики и Fintech.

Один из них – решение по краткосрочному страхованию каско на конкретную поездку по участкам платных трасс, рассказал генеральный директор IT-компании страховых продуктов Simble Станислав Пушевский. Проект реализован совместно с «Автодором».

Станислав Пушевский, Simble:

– Страховку на маршрут по трассе М-11 «Нева» с покрытием на 1 млн рублей можно приобрести всего за 350 рублей. Эта новая бизнес-модель позволит вовлечь в процесс страхования миллионы пользователей.

Эксперт считает, что страховщики консервативны и живут по давно принятым правилам. Риски автомобилистов они уже много лет оценивают по демографии, полу, доходу. При этом поведенческие характеристики водителя не принимаются во внимание.

Артем Никитин отметил и появление тренда на отдельный сервис за комфортную эксплуатацию машины, но уже не в виде покупки пакета в автосалоне.

Артем Никитин, V2Lab:

– Одна компания сообщила, что будет продавать подписку на подогрев руля и вентиляцию сидений. Автовладельца это может насторожить. Получается, он владеет только куском металла.

ЗАЩИТИТЬ ДАННЫЕ

Станислав Пушевский отметил, что в компании учитывают многочисленные уникальные параметры и привычки автовладельцев. В Simble собрали 14 млн км данных, на основе чего разработан ряд сервисов.

К концу года в России заработает телематическая платформа «Автодата». Она будет контролировать процессы сбора, хранения, обработки и коммерческого распространения данных в транспортной отрасли. Оператором системы будет компания «Автодатаспейс». Ее глава Владимир Леонов рассказал, что каждый автомобиль генерирует разные объемы трафика.

Владимир Леонов, «Автодатаспейс»:

– Если в машинах прошлых поколений используют для сбора информации 15-18 параметров, то в современных – до 300. Пока идет дискуссия – кому они принадлежат. Автопроизводители считают их своими, мы полагаем, что владельцем созданной автомобилем информации является собственник машины.

Эксперты рынка беспокоятся о том, что транспортная инфраструктура не готова для огромного объема данных.

Автомобиль генерирует в час трафик порядка 5 ГБ, столько же пользователь смартфона потребляет в месяц

Но, по словам Алексея Волостнова, крупные операторы ЦОДов предусмотрели нагрузку, закупив весной дополнительные серверные мощности, этого задела хватит на 2022-2023 годы.

Артем Никитин уверен, что огромные объемы данных не обвалят всю инфраструктуру, поскольку они расположены в облаке.

На вопрос RSpectr о повышении требований к операторам персональных данных (ПД) Владимир Леонов ответил, что автомобилисты, как правило, дают согласие на использование данных тем или иным способом – ставят галочку в мобильном приложении каршеринга либо подписывают соглашение. Например, если собственник ТС делится идентификационным номером авто (Vehicle Identification Number, VIN) или ставит TBD-адаптер (To Be Determined).

Наши данные давно собираются, можно выбросить смартфон, пересесть на машину с карбюратором, где никто не запрашивает информацию, но вряд ли мы предпочтем жизнь с таким качеством, резюмировал Артем Никитин.

Автор: Наталия Черкасова

Изображение: RSpectr, AdobeStock

Еще по теме

Почему буксует импортозамещение электронных компонентов

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора