Медиа / Новости партнеров
контент сервисы
6.6.2023

Лидеры цифровой медиасферы о трендах медиапотребления и телесмотрения в России

В Москве 23 мая состоялся VII ежегодный «TeleMultiMedia Forum 2023. Лидеры цифровой медиасферы», собравший несколько сотен участников. В рамках центрального делового события отрасли первые лица медиабизнеса поделились прогнозами развития рынка на ближайшие годы, опытом создания современных форматов медиаконтента и внедрения новых сервисов и инструментов взаимодействия с аудиторией.

Голос отрасли должен быть услышан

Деловую программу «TeleMultiMedia Forum 2023» открыла пленарная дискуссия «Российский рынок медиапотребления в новой реальности: вызовы, достижения и перспективы». Ее модераторами выступили, генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков и корреспондент РБК Евгения Стогова,  

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Бэлла Черкесова, отметила, что россияне в среднем проводят с контентом 7-8 часов в день. «Фактически, рабочий день. Двумя главными блоками получения контента являются ТВ и интернет. Объем российского производства очень сильно вырос. Мы — одна из немногих стран в мире, которая производит качественный контент, это как сериалы, так и полный метр», — указала Черкесова. Она также добавила, что в Минцифры думают о том, чтобы продвигать российский контент в Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку.  

Директор по развитию онлайн-кинотеатра Триколора Алексей Липилин, заметил, что также видит рост интереса к российскому контенту. «Безусловно, созданы различные фонды, которые помогают развивать отрасль и производство отечественного контента. Минцифра поддерживает участников рынка. И сейчас у российских проектов есть шанс вытеснить зарубежный контент.  

При этом Алексей Липилин отметил, что, несмотря на господдержку, в частности, возможность получения онлайн-кинотеатрами статуса аккредитованных ИТ-компаний, некоторые законы и инициативы «осложнили жизнь» отрасли. «Мы видим, что сегодня многие из законопроектов сталкиваются с крайне негативной реакцией игроков и явно не идут на пользу развитию отрасли. Хотелось бы, чтобы при разработке законопроектов анализировались последствия, которые они повлекут за собой в случае принятия. Рынку необходимо, чтобы государство взяло на себя разработку концепции развития национального цифрового телерадиовещания. Только в этом случае игроки поймут вектор развития отрасли и смогут выстраивать долгосрочные планы по созданию и усовершенствованию собственных сервисов и услуг», — констатировал Алексей Липилин.

Заместитель генерального директора, ВГТРК Александр Нечаев заметил, что ВГТРК мер господдержки хватает. «В дискуссиях всегда рождается вариант, который устроит всех», — сказал Нечаев. Аналогичного мнения придерживается и заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Юлия Голубева. «То внимание, которое госорганы уделают медиа и креативным индустриям, беспрецедентно. И это не может не дать роста и поддержки тем, кто может и хочет что-то делать. Добавлю, что налоговые льготы на создание контента могли бы стать дополнительным драйвером роста», — полагает она. Так, например, по ее словам, за 2020-2022 годы российский рынок рос в среднем на 15 % в год, а мировой — на 13 %. Одной из основных причин такой ситуации оказалось увеличение объема государственной поддержки. «С 2018 года анимационные студии суммарно получили более 4 млрд рублей в виде субсидий Министерства культуры и Фонда кино, из которых более 3 млрд — на безвозвратной основе. Объем российского рынка анимации в 2022 году составил 18,1 млрд рублей. Частичный уход зарубежной анимации стал драйвером роста российского производства. Исследование показало, что в 2016 году мы производили около 4,4 тыс. минут, а уже в 2022 году – более 9 тыс. минут, сохранив объем рынка на уровне 2021 года. Российский рынок анимации, по прогнозам, к 2030 году может увеличиться более чем в два раза и достигнет отметку в 38,8 млрд рублей», — подчеркнула Голубева.

Факторы роста

На сессии «Стратегии развития отечественного рынка онлайн-видеосервисов» заместитель генерального директора по контенту «Иви» Иван Гринин, выразил мнение, что самый главный вклад в роста рынка — экосистемность. «Развитие экосистемных подписок опережает темпы роста онлайн-кинотеатров», — сообщил он. По мнению эксперта, экосистемы, построенные крупными холдингами, являются «локомотивом отрасли онлайн-кинотеатров». Директор по взаимодействию с индустрией Яндекса Ксения Болецкая добавила, что пользователям нравится, когда они получают в пакете сразу несколько услуг. «Влияет на рост рынка и психологический фактор, потому что людям стали привычны платежи в интернете и платежи за контент. Среди других факторов — онлайн-кинотеатры хорошо поработали с originals, они научились их продвигать. «Происходит перекрестное опыление с эфиром, у которого огромные охваты», — констатировала она.

Генеральный директор Wink Антон Володькин поддержал тезис о том, что все онлайн-кинотеатры научились гораздо лучше делать originals, а также отметил важность быстрого доступа к контенту через экосистемные проекты и совместные подписки. «Каналы дистрибуции также имеют важное значение, как и требование клиентов к удобству сервиса. Из-за этого все сложнее предсказать, какова будет дальнейшая структура рынка.  Можно быть не лидером в контенте, но лидером в дистрибуции», — считает он.

Операционный директор Start Анастасия Мишанина заметила, в 2022 году онлайн-кинотеатр выпустил 20 originals, 8 из которых — фильмы. «Это абсолютный рекорд. Если говорить про 2023 год, то мы сохраняем оптимизм. Мы рассчитываем на темпы роста год к году по выручке в районе 25%-30%», — поделилась мнением эксперт. Кроме того, по ее словам, Start закупает зарубежный контент так, чтобы он дополнял originals.

Алексей Липилин, в свою очередь, отдельно отметил значительный рост пользователей собственного онлайн-кинотеатра среди спутниковых клиентов. По оценке компании, их количество увеличивается двукратно из года в год — что соответствует стратегии развития онлайн-кинотеатра оператора. «По итогам 2022 года аудитория онлайн-кинотеатра «Триколор Кино и ТВ» среди наших действующих спутниковых клиентов выросла на 40 %», — привел данные Алексей Липилин.

Заместитель генерального директора Premier Макар Кожухов рассказал, что сервис максимально использует преимущества холдинга «Газпром-Медиа Холдинг» и показывают контент телеканалов. «Но есть и планы по наращиванию собственного контента. Планы по originals не меняем – 1,5 – 2 наименования в месяц», — пояснил Кожухов.

Ставка на отечественное

На дискуссии «Оригинальные фильмы как точка роста» исполнительный директор группы компаний Start Юлия Миндубаева напомнила, что у онлайн-кинотеатра никогда не было фокуса на зарубежный контент, поскольку компания была сосредоточена на собственном производстве. «При этом стриминги и в России, и во всем мире, живут именно за счет сериалов. Подписная модель работает лучше всего именно на них. Вместе с тем, фильмы являются важным событийным элементом. Это помогает, прежде всего, оставлять подписчиков внутри за счет ярких событий», — отмечает она.  

Директор по контентной политике, ПАО «Ростелеком»/Wink Александр Косарим заметил, что «фильм— это сложный жанр». «Когда начинается кампания сериала — это протяженное во времени событие, в течение которого происходит приток подписчиков в течение определенного времени. Когда идет рекламная кампания для одного фильма — экономика сильнее утяжеляется», — делится мнением он. По мнению Косарима, если фильм выходит напрямую на платформе, то это поддерживает существующих зрителей, а не привлекает новых.

Директор по контенту и дистрибуции Kion («МТС Медиа») Мария Смирнова добавила, что, поскольку почти у всех сериалов серии выходят один раз в неделю, зрителю нужно дополнительное развлечение, и именно кино играет здесь важную роль. «Фильм – это форма более короткого развлечения. Зритель всегда должен найти в определенный момент времени то, зачем он пришел. И это выгодно отличает нас от телевидения и офлайн-кинотеатра», — подчеркивает она.

Безопасная доставка

В ходе сессии «Доставка видеоконтента: платформы, технологии и сервисы» шла речь о технологической составляющей рынка медиапотребления, возможностях внедрения инновационных решений, успешных кейсах, а также вызовах текущего момента.

Несмотря на то, что западные вендоры покинули российский рынок, инфраструктура и экспертиза остались в стране, считает директор по вещательным и информационным технологиям Триколора Денис Филипишен. Эксперт отмечает, что не видит сложности по поддержанию текущей инфраструктуры и реализации планов для ее развития.  «С другой стороны, за время совместной работы мы научились самостоятельно решать широкий круг вопросов, и с этой точки зрения Триколор, пожалуй, лидер рынка.  Говоря о поддержке инфраструктуры, мы сейчас сильно вкладываемся в команду и стараемся ее консолидировать, чтобы сохранить компетенции внутри компании», — отмечает он. Отвечая на вопрос, касающийся импортозамещения, Денис Филипишен рассказал, что на сегодняшний день Триколор проводит анализ рынка отечественных производителей софта и железа. «Чуда произойти пока не может, но мы видим энтузиазм, активность и полезные результаты. Как только появится возможность переходить на российские решения, мы их не упустим», — подчеркивает эксперт.

Генеральный директор «Синтерра Медиа» Григорий Урьев добавил, что пока маркет-мейкеры не будут вкладываться в российские решения, они никогда не станут полноценными и доработанными. «Мы идем по пути сотрудничества с производителями отечественного оборудования во всех направлениях. Мы делимся своей экспертизой и опытом с разработчиками и призываем поддерживать их форвардными контрактами или любыми другими способами», — подчеркивает Урьев.  

Директор проекта «Медиалогистика» MSK-IX Григорий Кузин поделился подробностями о расширенных возможностях по дистрибуции телеканалов в «Медиалогистике 2.0.», а также рассказал о запуске новой платформы «Медиабаза» для дистрибуции загружаемого контента. Григорий Урьев, в свою очередь, указал на критическую важность информационной безопасности для вещателей и медиакомпаний, предложив обойти уязвимости спутниковой доставки сигнала по земле.

Немаловажным с точки зрения снижения рисков влияния извне, по мнению участников дискуссии, является импортозамещение решений систем условного доступа (CAS) и защиты авторских (цифровых) прав (DRM). Использовать сегодня иностранные решения – это мина замедленного действия, считает начальник отдела продаж GS Labs Роман Хлопов

Важный сегмент, которого коснулись участники сессии, стали абонентские устройства.  «Одним из главных трендов ближайшего времени мы видим рост популярности телевидения в формате сверхвысокой четкости (Ultra HD). Телезрители всё чаще выбирают более четкую и яркую картинку. В 2022 году количество UHD-клиентов Триколора увеличилось на 30 %, и сегодня почти 10 % от нашей общей базы — это клиенты, которые имеют доступ к телевидению UHD. И число будет только увеличиваться», — уверен Денис Филипишен.   

Дмитрий Матвеев, Мария Кузнецова

Мероприятие было организовано ТМТ Conference, совместно с «Телеспутником» и ИАА TelecomDaily в гибридном формате, сочетающем очное общение и онлайн-взаимодействие. На площадке мероприятия – Марриотт Гранд Отеле – собралось свыше 200 делегатов, онлайн-трансляция собрала более 400 зрителей. Партнерами Форума выступили: генеральный партнер Форума — Триколор, золотой партнер – компания МТС, серебряный партнер – Wink — цифровой видеосервис компании «Ростелеком». Партнер сессии «Стратегии развития отечественного рынка онлайн-видеосервисов» – онлайн-кинотеатр Иви, партнер сессии «Оригинальные фильмы как точка роста для онлайн-кинотеатров» – онлайн-кинотеатр START, партнер сессии «Практика продвижения медиаконтента в цифровой среде и не только» – телекомпания «Первый ТВЧ». Также партнерами стали: компания «Медиалогистика», проект «МСК-IX», компания «Синтерра Медиа», компания GS Labs, рекламное агентство полного цикла «Агентство 2».

Смотрите запись онлайн-трансляции TeleMultiMedia Forum 2023 по ссылке: 

Читайте текстовую трансляцию с Форума в телеграм-канале TMT Channel.

Еще по теме

Особенности регулирования использования искусственного интеллекта в создании медиаконтента

Заместил ли контент российских видеосервисов импортную продукцию

Замедление YouTube, внутренние риски и госбюджет на ИБ

Цифровые угрозы становятся изощреннее. Как этому противостоять?

Мировой опыт защиты детей в Сети и что могут сделать российские интернет-площадки

Нужно ли считать ссылки на запрещенные соцсети инструментом продвижения опасного контента

Как развиваются «родные» медиаплощадки и что хотят на них видеть соотечественники

Как противостоять фейкам и почему будущее за доверенными источниками

Для чего необходимо развивать блог компании и как это делать эффективно

ИТ-компании и общественные организации занялись цифровым просвещением молодежи

Американский видеохостинг заподозрили в нелегальном отслеживании детей и навязывании персонализированной рекламы

Как обеспечить безопасность своего ребенка в интернете: новые угрозы и роль искусственного интеллекта

Почему бесполезны инструменты распознавания контента, созданного искусственным интеллектом

Чем грозит глобальное распространение рекламы, созданной искусственным интеллектом

Каковы новые подходы к формированию информационного поля в России